Шиитские ополченцы и иракская армия одержали победу над ИГ в одном из городов провинции Анбар. Фото Reuters
Борьба с «Исламским государством» (ИГ) становится одним из приоритетов для многих стран. США оценивают эффективность своих бомбардировок позиций боевиков, иракские ополченцы объявляют о начале операции по возвращению захваченных земель, а Совет Безопасности ООН оценивает, откуда ИГ набирает бойцов. Согласно мнению экспертов Совбеза, Россия – одна из наиболее уязвимых для атак радикалов стран.
25 тыс. человек более чем из 100 стран мира – столько «иностранных бойцов террора», по данным доклада Совета Безопасности ООН, воюет в исламистских конфликтах по всей земле. В документе отмечается, что за последние девять месяцев число иностранных боевиков выросло на 70%, и они представляют «непосредственную и долгосрочную террористическую угрозу». Причем процесс радикализации остается не понятым до конца: принято считать, что большую роль во взращивании новых террористических кадров играет Интернет, однако авторы доклада подчеркивают важность социальных структур в зонах конфликтов и западных городах. «Люди, которые вместе проводят время и принимают пищу, могут быть вовлечены в совместные атаки», – говорится в отчете.
В пятницу Совбез ООН проведет заседание по вопросу борьбы с иностранными террористами и по выработке мер, которые должны снизить приток добровольцев в ряды радикальных групп. Авторы отмечают, что большинство наемников приезжает сражаться из Туниса, Марокко, Франции и России, и предупреждают власти этих стран о высоких рисках возможных атак.
На этом фоне ИГ продолжает развивать наступление. Недавно исламисты захватили столицу важной иракской провинции Анбар, город Рамади, а в Сирии бойцы «Халифата» заняли древний город Пальмиру и казнили в нем несколько сотен человек. Стремительный бросок ИГ на обоих фронтах происходит вопреки недавним бравурным речам американских чиновников, заявлявших, что боевики отступают и передвигаются только под покровом ночи, боясь быть атакованными авиацией США.
При этом сама эффективность американских бомбардировок подвергается сомнениям. Например, здания в неофициальной столице ИГ Ракке за 10 месяцев с начала авиаударов так и не были обстреляны. В недавно захваченном Рамади беспрепятственно прошел и военный парад бойцов ИГ. Американское командование опасается, что случайные убийства мирных жителей вызовут гнев местных племен и дадут в руки боевикам материал для пропагандистских материалов, что может привлечь в их ряды еще больше сомневающихся. Сейчас самолеты наносят по 15 ударов в день (в Ливии удавалось наносить до 50), причем бомбы сбрасывают только во время каждого четвертого вылета из-за риска задеть мирных жителей. Тем не менее в результате налетов было убито более 12 тыс. боевиков, а иракцам удалось вернуть около четверти территорий, потерянных в боях с ИГ.
Генерал Мухаммад аль-Дулейми, офицер из числа иракских частей, расквартированных в провинции Анбар, заявил, однако, что международная помощь недостаточна на фоне могущества наземных сил боевиков. «Американские авиаудары в Анбаре не позволили нам противостоять ИГ. Большая территория оказалась под контролем врага из-за неэффективности коалиции, возглавляемой США», – заявил генерал.
В самом Ираке упрочилась тенденция на усиление шиитских частей в сопротивлении ИГ. Повстанцы-шииты объявили, что приняли на себя ведущую роль в изгнании бойцов «Халифата» из Анбара, и дали операции кодовое имя, которое спровоцировало критику со стороны суннитов и представителей США.
Название «Лабайк-йя-Хусейн» дословно переводится «служим тебе, Хусейн» и отсылает к битве VII века, в которой был убит внук пророка Мухаммеда Хусейн, а исход сражения положил начало расколу между суннитами и шиитами. День поминовения Хусейна чтится мусульманами-шиитами и отвергается большинством суннитов, и потому столь яркое название грозит внести раскол в ряды иракских бойцов. Напряженности ситуации придает и то, что ИГ называют себя защитниками всех суннитов мира, и противостояние между иракскими силами и боевиками все более будет походить на межконфессиональный конфликт.
Представитель Пентагона Стив Уоррен, комментируя известие об операции, отметил, что победить в этой битве сможет лишь «свободный от конфессиональных разделений Ирак, сплотившийся против общей угрозы». По его словам, провокационное название не служит общему делу.
Советник директора Российского института стратегических исследований Елена Супонина в беседе с «НГ» отметила, что «Халифат» несет угрозу всем странам мира без исключения. Она указала, что в рядах ИГ, например, воюет около 500 человек из Великобритании, а слова о «двух тысячах человек из России», которые можно услышать от экспертов, включают всех русскоязычных боевиков.
«В первую очередь именно для стран Центральной и Средней Азии более реальна угроза того, что набравшиеся опыта джихадисты попытаются вернуться домой и привнести с собой радикальные настроения», – заявила Супонина.
Эксперт считает, что одной из целей публикации доклада Совбеза могло быть желание побудить Россию принять более активное участие в международной коалиции, которая воюет с ИГ в Ираке и Сирии. «Москве надо соблюдать осторожность, потому что страны – участники этой коалиции преследуют двойственные цели: они борются с исламистами, но не убирают с повестки дня свержение режима Башара Асада в Сирии. Вовлечение РФ в полноценное участие было бы на данном этапе не совсем правильным», – пояснила Супонина.