Фото Reuters
В китайском парламенте разработан законопроект об иностранных неправительственных организациях (НПО). Официально цель – поставить их работу на правовую основу. Но в США утверждают, что руководство КНР рассматривает деятельность зарубежных гражданских активистов как орудие враждебного западного влияния. Поэтому предлагается установить над такими группами контроль правоохранительных органов. По мнению эксперта, кампания за укрепление национальной безопасности в Китае напоминает ту, что развертывается в России. Возможно, подходы Си Цзиньпина и Владимира Путина к этой проблеме близки.
Проблемы в области безопасности, с которыми сталкивается Китай, становятся все более сложными. В связи с этим возникает необходимость разработать нормативно-правовые акты, которые образовали бы целостную систему. Один из них – законопроект об иностранных неправительственных организациях, рассказала на брифинге, посвященном последней сессии Всекитайского собрания народных представителей (парламента) ее пресс-секретарь Фу Ин.
Со времени закрытия сессии прошло уже немало времени. По сведениям западных репортеров, работающих в Пекине, законопроект дорабатывается, причем таким образом, что его положения увязываются с законом о национальной безопасности и терроризме.
Как утверждает Wall Street Journal, предлагается, что надзирать за «неприбыльными зарубежными структурами» теперь будет не Министерство гражданских дел, а полиция.
Как отметила Фу Ин, в Китае действует свыше 6 тыс. иностранных НПО. «Они приносят в Китай технологии, капитал и положительный опыт, тем самым внося вклад в развитие страны», – сказала она. Зарубежные активисты занимаются улучшением охраны окружающей среды, обучением детей, оказывают помощь бедным.
«Иностранным активистам нужно обладать немалой смелостью, чтобы заниматься гуманитарной деятельностью. Правила настолько сложны, что для многих зарубежных организаций гражданского общества практически невозможно работать легально. У властей есть неискоренимое чувство подозрения, что группы, получающие средства из-за рубежа, втайне плетут заговоры против правящего режима», – пишет американская газета.
Тем не менее тысячи таких групп продолжают работу, часто пользуясь тем, что на местах чиновники закрывают глаза на формальное нарушение правил зарубежными гуманитарными организациями. С принятием закона многое изменится. «Не секрет, что за третьим сектором, то есть гражданским обществом, уже сейчас ведется слежка. И она особенно интенсивна в отношении правозащитных групп», – говорит адвокат из Шанхая Чжоу Дань.
Создается впечатление, что в Китае, как и в России, руководство чрезвычайно обеспокоено угрозой внутренней стабильности. Можно ли предполагать, что между Кремлем и Чжуннаньхаем (районом Пекина, где сосредоточены здания ЦК и правительства) есть координация действий в этой области? Этот вопрос «НГ» задала главному научному сотруднику Института Дальнего Востока РАН Якову Бергеру.
Несомненно, Китай берет твердый курс на противостояние влиянию Запада. «Если лет десять назад руководство следовало завету Дэн Сяопина «не высовываться», то теперь при председателе КНР Си Цзиньпине преобладает линия на ужесточение. Я, честно говоря, не знаю, чем это вызвано, но совершенно явно видна обеспокоенность китайского руководства возможностью цветной революции или развала Китая по примеру СССР», – полагает эксперт.
Свидетельством этой обеспокоенности служит и антикоррупционная кампания, и запрет на деятельность враждебных организаций. «Тут, по крайней мере внешне, многое похоже на то, что происходит в России. Не могу сказать, есть ли тут согласованность или нет. Но параллельность в акциях налицо. Налицо взаимопонимание Кремля и Пекина в том, что надо противостоять идеологически давлению Запада», – заключил Яков Бергер.
Впрочем, Москва и Пекин не одиноки в противостоянии с западными НПО. Предполагается принять закон, увязывающий финансирование этих организаций с отмыванием денег, в Камбодже. Особняком в этой компании стоит Индия. Там власти расследуют финансовые поступления в фонд Форда и заморозили банковские счета индийского отделения организации Greenpeace.
Подозрения, которые испытывает Дели, небезосновательны. Дело в том, что в Индии НПО раздавали деньги людям, устраивавшим демонстрации против строительства атомной электростанции с участием России в штате Тамилнад. Однако американские и европейские представители экологических организаций почему-то бурно не протестуют против планов строительства АЭС в Индии французами и американцами.