Хейдар аль-Абади рассказал Владимиру Путину, как борется с боевиками «Исламского государства». Фото Reuters
Президент Владимир Путин и глава правительства Дмитрий Медведев в четверг встретились с премьер-министром Ирака Хейдаром аль-Абади, который прибыл в Москву за военной поддержкой в борьбе с группировкой «Исламское государство» (ИГ). Визит прошел на фоне сообщений о готовящихся новых поставках в Ирак из США противотанковых гранатометов. Важным аспектом происходящего является то, что вооружения, получаемые Багдадом из-за рубежа, попадают в руки джихадистов.
Как рассказал в преддверии встречи Путина и аль-Абади пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, среди основных тем переговоров – военно-техническое сотрудничество (ВТС). На вопрос, будут ли стороны говорить о конкретных контрактах или затронут тему ВТС в общих чертах, он ответил: «В общих чертах. Тема относится к сфере чувствительных и является малопубличной».
Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Сергей Денисенцев считает, что завеса секретности может быть связана с тем, что на рынке вооружений покупатель часто просит поставщика не афишировать контракты до момента их заключения. Это происходит по ряду причин, в том числе потому, что он может вести переговоры еще с каким-то продавцом.
Денисенцев напомнил, что Ирак в недавнем прошлом уже заключил с Россией несколько договоров на поставки оружия. Самый известный пакет – лета прошлого года, когда в Россию приезжал тогдашний министр обороны Саадун ад-Дулейми. Он касался поставок реактивных систем залпового огня, тяжелых огнеметных систем ТОС-1А «Солнцепек», гаубиц. Ранее, в 2012 году, с бывшим премьером Нури аль-Малики был заключен еще более крупный контракт на 4,2 млрд долл., в рамках которого Ирак закупил ударные вертолеты и ракетно-пушечные комплексы. «Кроме того, уже в период активной фазы конфликта с ИГ был заключен целый ряд более мелких контрактов, когда Ираку требовалось в максимально короткие сроки закрыть потребности вооруженных сил в том или ином виде оружия», – отметил эксперт в интервью «НГ».
Как заявил в четверг помощник президента РФ Владимир Кожин, Ирак заинтересован в дальнейших закупках российской боевой техники, и в первую очередь – вертолетной. При этом уже заключенные контракты выполняются в полном объеме, но в условиях жесткой конкуренции и давления со стороны США. Так, вертолеты Ми-28НЭ «Ночной охотник» и Ми-35 уже поставляются в Ирак.
«В связи с реализацией всех этих контрактов наверняка идет поток боеприпасов и запчастей, так как ввиду участия страны в активном конфликте техника изнашивается, выходит из строя, боеприпасы расходуются, все это нужно постоянно восполнять. Вероятность заключения новых соглашений в результате визита аль-Абади очень большая», – констатировал Денисенцев.
Член Общественного совета при Минобороны РФ Руслан Пухов в беседе с «НГ» отметил три аспекта. Во-первых, американцы помогают иракцам не в полную силу, например, не в полном объеме и не в надлежащие сроки исполняют свои обязательства в рамках контракта на поставки самолетов F-16, за которые Багдад заплатил аванс. Во-вторых, иракцы знают, что у России техника простая и надежная, а Саддам Хусейн в свое время активно сотрудничал с СССР, поэтому в Ираке есть подготовленные люди и опыт обращения с российской техникой. Россия год назад осуществила быструю поставку, буквально в течение нескольких дней, самолетов Су-25, которые сразу были брошены в бой и помогли остановить наступление джихадистов. В-третьих, Ирак благодаря нефтяным доходам – платежеспособная страна, ему не нужно выделять на военную технику кредит или поставлять ее на безвозмездной основе. «По совокупности этих факторов можно предположить, что нас ждет заключение крупного пакета контрактов, технические и финансовые детали которого будут обсуждать специалисты, тогда как в четверг речь шла о политической договоренности», – заключил эксперт.
Аль-Абади приехал в Москву после визита в Вашингтон, где побывал в прошлом месяце. США собираются выполнить озвученную тогда Багдадом просьбу и поставить Ираку 1 тыс. ручных противотанковых гранатометов AT-4. Как ожидается, оружие будет передано в начале июня. Оружие этого типа с огромным успехом использовалось курдским ополчением пешмерга на севере Ирака. Гранатометы нужны, чтобы уничтожать заминированные транспортные средства, которыми управляют смертники и которые наносят наибольший ущерб иракской армии. В их числе – бронированные автомобили-самосвалы, бульдозеры и вездеходы Humvee. Именно эта тактика обеспечила успех ИГ при взятии на днях Рамади – административного центра преимущественно суннитской провинции Анбар.
Ввиду военных успехов джихадистов возникает угроза перехвата ими полученных Багдадом из-за рубежа вооружений. Как сообщает New York Times, в ходе боев в Анбаре ИГ удалось захватить большой оружейный склад, в котором находилась техника, поставленная США и Россией.