Ли Кэцяна с супругой торжественно встречали в Бразилии. Фото с сайта www.news.cn |
Пекин очаровывает Латинскую Америку. Еще в январе он пообещал вложить там 250 млрд долл. А вчера в Бразилию прибыл глава правительства Китая Ли Кэцян, который предлагает выполнить эти обещания, усовершенствовав транспорт, создав СП и закупив самолеты. Мегапроектом называется строительство стальных путей, связывающих Атлантическое и Тихоокеанское побережья. Как подчеркивает эксперт, Китай забрался в бывшую вотчину США, чтобы получить доступ к ископаемым ресурсам.
Китайские СМИ отрицают, что поездка Ли Кэцяна по Латинской Америке нацелена на то, чтобы ослабить там влияние США. «Такие предположения беспочвенны. У Китая нет намерения соперничать с кем-то на этом континенте», – утверждает агентство «Синьхуа».
Однако огромные средства, которые Китай собирается вложить в четырех странах, которые посетит Ли, – Бразилии, Колумбии, Перу и Чили – говорят о том, что китайский бизнес собирается там прочно закрепиться. Не случайно, как видно из сообщений, опубликованных после встречи гостя с президентом Бразилии Дилмой Руссефф, Китай собирается строить в этой стране заводы, совместно с ней производить оборудование, создавать инфраструктуру и в то же время закупать гражданские самолеты бразильского производства.
Но самым сенсационным проектом считается постройка железной дороги, связывающей Атлантическое побережье Бразилии с портом на тихоокеанском берегу Перу. Этот маршрут пройдет сквозь джунгли Амазонии и над горными кряжами или под ними в Андах. Полагают, что строительство потребует затрат примерно на 50 млрд долл., отмечает New York Times. Большинство рабочих будут нанимать бразильские фирмы, но китайские компании смогут участвовать в тендерах на отдельные участки.
Такая железная дорога позволит резко сократить время и стоимость перевозки в порты для доставки в Китай таких видов сырья, как железная руда или соя. «Проект нацелен на то, чтобы уменьшить цену бразильских продуктов для Китая. Он также вписывается в план Китая экспортировать в глобальном масштабе свое экспертное умение создавать высокоскоростные дороги», – пишет по этому поводу главная партийная китайская газета «Жэньминь жибао».
Однако, как отмечает британская Telegraph, строительство магистрали может натолкнуться на резкую оппозицию со стороны защитников окружающей среды и аборигенов. Они уже возмущены последствиями строительства третьей по величине в мире гидроэлектрической дамбы на Амазонке. Критики утверждают, что из-за дамбы аборигены лишились своих земель. Рядом со стройкой участились вспышки насилия, возросла проституция.
Бразилия переживает сейчас наиболее серьезный экономический спад за последние 25 лет. Китайские капиталовложения придутся как нельзя кстати. Ведь, по словам китайских комментаторов, Бразилия отчаянно нуждается в улучшении инфраструктуры.
Впрочем, Пекин работает над планом ускорения транспортных связей с Латинской Америкой и в другой ее части. Он поддержал строительство водного пути – соперника Панамского канала – через территорию Никарагуа.
Чем вызвана столь высокая активность китайских политиков и предпринимательских кругов на далеком от Поднебесной континенте? С этим вопросом «НГ» обратилась к заместителю директора Института Дальнего Востока РАН Андрею Островскому.
«Во-первых, с Бразилией у Китая широкие связи по линии БРИКС. Объем торговли между двумя странами достаточно серьезный – стал сопоставим с торговлей с Россией, даже где-то и больше. В основном Китай работает с теми странами, где можно получить доступ к ресурсам, особенно полезным ископаемым. Соответственно Перу, Колумбия и Чили обладают месторождениями цветных металлов, которых Китаю не хватает. Например, медь, ее в Чили много, никель. И железной руды Китаю нужно много. Ведь Китай – крупнейший мировой импортер железной руды – 900 млн тонн в год. Китай выплавляет в год 900 млн тонн стали. Это сколько же нужно сырца – железной руды!» – сказал эксперт.
Что касается высокоскоростных железных дорог, то тут китайцы очень преуспели. «Я, правда, боюсь, что они скорее построят высокоскоростную дорогу в Латинской Америке, чем дорогу Москва–Казань. Договор о ней подписан. Но там все делается быстро, а у нас годами согласования будут тянуться. У Китая отлажены технологии. Он строит дорогу в Юго-Восточную Азию в рамках морского Шелкового пути», – отметил Островский.
Есть два варианта Шелкового пути: через Казахстан в Россию, в Оренбург, и другой маршрут, южный, – до Стамбула. То есть имеется много маршрутов. На этом фоне почему бы не построить и в Латинской Америке? У Китая огромные золотовалютные резервы. Если 10 лет назад он практически не выводил инвестиций за рубеж, сегодня это больше 106 млрд долл. в год. В США, естественно, с опаской смотрят на появление столь мощного конкурента. Но вряд ли могут остановить расширение китайского влияния, заключил эксперт.