Фото Reuters
На завершившейся вчера в Анталье встрече глав МИД стран – членов НАТО обсуждались способы реагирования на новые угрозы в сфере безопасности. Помимо «агрессии России» речь шла о координации борьбы с джихадистской группировкой «Исламское государство» (ИГ), которая, по словам натовских чиновников, образует дугу нестабильности на южном фланге.
С апреля 2014 года внимание НАТО было сосредоточено на Украине и России. Последняя, как вчера вновь заявил генсек альянса Йенс Столтенберг, «агрессивно пытается изменить границы и запугать соседние страны». Теперь в НАТО осознали, что назрели серьезные вызовы на южном фланге. «На юге экстремизм достиг беспрецедентного уровня.
Поэтому мы адаптируем работу альянса под сложившиеся условия и проводим крупнейшее усиление блока со времен холодной войны», – сказал Столтенберг.
Боевики ИГ оккупировали значительные территории в Сирии и Ираке. Закрепились они и в Ливии, которая после операции НАТО 2011 года погрузилась в пучину беззакония и стала основным транзитным пунктом для тысяч нелегальных мигрантов из Африки, пытающихся перебраться в Европу по морю. Неудивительно, что во вчерашнем заседании принимала участие верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини. Ведь Евросоюз тоже пытается разработать меры для отражения «терроризма со стороны нелегалов». На совещании ставился вопрос о целесообразности военной миссии по перехвату и уничтожению судов контрабандистов, на которых перевозят мигрантов, и даже высадке на территории Ливии.
Однако официального запроса от Евросоюза о подключении НАТО к решению проблемы с мигрантами в Средиземном море пока не было, сказал Столтенберг на заключительной пресс-конференции. Но министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер убежден, что «сотрудничество между ЕС и НАТО будет более тесным». Как именно это будет происходить, уже в понедельник в Брюсселе с генсеком НАТО будут обсуждать министры не только иностранных дел, но и обороны стран ЕС.
Как рассказал журналистам высокий представитель альянса, для борьбы с угрозами, исходящими с юга, могут быть задействованы Силы быстрого реагирования НАТО, хотя на саммите НАТО в Уэльсе в сентябре 2014 года, где принимался План повышенной боевой готовности, эти силы задумывались как противодействие активности России на восточных рубежах. Согласие на участие в подразделении «Острие копья», способном в кратчайшие сроки ответить на внешнюю угрозу, ранее дали шесть стран – Великобритания, Германия, Испания, Италия, Польша и Франция. Вчера к ним присоединилась Турция.
До сих пор НАТО не принимало активного участия в военных действиях против ИГ, хотя все 28 членов альянса входят в возглавляемую США коалицию по борьбе с джихадистами. Между тем, как заявил премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу, ИГ представляет прямую угрозу для безопасности его страны, которая на протяжении 1,2 тыс. км граничит с Ираком и Сирией. Он призвал НАТО наращивать координацию в борьбе с боевиками, выработать комплексную стратегию, охватывающую военные, политические, экономические и гуманитарные аспекты, а также бороться с первопричинами насилия со стороны экстремистов.
Несколько лет назад альянс отправил в Турцию противоракетные комплексы Patriot для защиты от возможных ударов со стороны Сирии. Теперь на территории Турции создаются тренировочные лагеря для подготовки так называемых умеренных сирийских повстанцев для борьбы с ИГ. По информации Пентагона, 400 добровольцев уже прошли проверку для вступления в поддерживаемое Вашингтоном формирование. По словам главы Министерства обороны Турции Исмета Йылмаза, в ходе трехлетней программы будет подготовлено около 15 тыс. сирийских повстанцев. Американские инструкторы научат их обращению с огнестрельным оружием и радиопередатчиками, оказанию медицинской помощи, а также тактике боевых действий.
Однако, как пояснил «НГ» источник в кругах НАТО, пожелавший остаться анонимным из-за отсутствия полномочий на общение с прессой, США и Турция расходятся во мнениях относительно того, какую роль должно играть это формирование. Анкара заинтересована в том, чтобы оно участвовало в борьбе не только с ИГ, но и режимом Башара Асада. А американцам предстоит обеспечить прикрытие обученных повстанцев с воздуха, когда они войдут на территорию Сирии. Поэтому Вашингтону важно получить согласие Анкары на использование в операции против ИГ военной базы «Инжирлик». Пока бомбардировщики вынуждены летать из Персидского залива, хотя турецкий аэродром расположен совсем недалеко от Сирии.
Подводя итоги министерской встречи, ее хозяин – глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу – объявил, что на следующем саммите НАТО, который пройдет летом 2016 года в Варшаве, возможно, произойдет очередное расширение блока. Его ряды могут пополнить Черногория, Босния и Герцеговина, Македония и Грузия.
Анталья