В Бужумбуре стрельба и погромы слились с массовым ликованием. Фото Reuters
В восточноафриканской Бурунди разгорелись ожесточенные бои между правительственными войсками и мятежниками. Поводом послужило решение президента Пьера Нкурунзизы баллотироваться на третий срок, которое, по мнению его оппонентов, противоречит соглашению пятнадцатилетней давности, положившему конец длительной гражданской войне на этнической почве. Путчисты объявили о смещении президента и роспуске правительства. Однако власти Бурунди сообщили, что попытка переворота провалилась.
Об отстранении 51-летнего президента Нкурунзизы от власти и формировании переходного правительства сообщил в среду по местному радио бывший начальник разведки генерал-майор Гоудфройд Нийомбаре. Он же распорядился о закрытии границ и аэропорта страны.
Мятежники заявили, что полностью контролируют город. Euronews отмечает, что жители города восторженно отреагировали на сообщение о смене власти. «Многие бегут к центру города, в ликовании скандируя о победе. Здесь настоящая атмосфера всеобщей радости; многие устроили пикники прямо на обочине: выпивают, закусывают и празднуют», – сообщил корреспондент бурундийской газеты Magara Times Аристид Низигире.
Однако представитель президента назвал сведения об отставке шуткой и сообщил, что Нкурунзиза находится сейчас на экстренном саммите Сообщества Восточной Африки в Танзании. Поскольку аэропорт временно прекратил работу и президент не смог приземлиться, он вынужденно вернулся в Танзанию. На своей странице в Twitter глава государства призвал бурундийцев сохранять спокойствие.
Вчера на улицах бурундийской столицы Бужумбуры раздавались звуки стрельбы. Мятежникам под руководством Нийомбаре противостояли лояльные действующей власти военные. Особенно ожесточенные бои шли возле здания государственной телерадиокомпании, которая оставалась под контролем сторонников президента. Глава армии Бурунди генерал Прайм Нионгабо объявил, что «попытка переворота провалилась и мятежники остановлены».
Нынешний кризис в Бурунди расценивают как самый масштабный со времен гражданской войны 2005 года. Его формальной причиной стало намерение Нкурунзизы баллотироваться на третий срок на выборах 26 июня. Конституция 2005 года позволяет президенту избираться только дважды. Но Нкурунзиза утверждал, что первый срок учитывать нельзя, поскольку тогда он был избран парламентом, а не всеобщим голосованием. Его право на третий срок подтвердил и Конституционный суд. Однако намерение президента вызвало беспорядки в Бужумбуре, в них погибли по меньшей мере 20 человек.
По данным ООН, страну уже покинули 70 тыс. человек, в основном представители меньшинства тутси. Нкурунзиза представляет этническое большинство хуту (они составляют примерно 85% бурундийского населения, тутси – 14%). Конфликт между тутси и хуту длился более десяти лет и унес жизни почти 300 тыс. человек. Мирный процесс начался в 2000 году, когда этнические группы подписали соглашение о примирении в танзанском городе Аруша. В гражданской войне, которая формально завершилась только в 2005 году, армия под командованием тутси воевала против повстанческих объединений хуту. Одно из них возглавлял Нкурунзиза, который в итоге пришел к власти и остается на посту президента уже 10 лет.
Дидье Рейндерс, министр иностранных дел Бельгии, бывшей колонией которой является Бурунди, призвал всех участников кризиса к сдержанности и выразил пожелание, чтобы стороны «вернулись к корректному исполнению» Арушского соглашения, которое установило запрет для главы государства исполнять больше двух мандатов. В то же время верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини заявила: «Мы ожидаем, что все стороны в Бурунди проявят сдержанность, будут избегать насилия и примут все меры, которые в их силах, чтобы гарантировать, что права человека всех бурундийцев будут защищены». Могерини напомнила, что один из существенных пунктов Арушского соглашения – проведение честных и прозрачных выборов в политической среде, свободной от запугивания и насилия. «Условия таких выборов должны быть восстановлены как можно скорее, чтобы позволить людям выбирать законное и конституционное правительство», – заключила она.