Фото Reuters
Сенат США отказался голосовать по вопросу о принятии полномочий по содействию торговле (ПСТ), которые позволят американской администрации согласовать условия торговых сделок со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и Евросоюза без участия парламента. В соответствии с этим законопроектом конгресс лишится права вносить изменения в торговые сделки Вашингтона и сможет голосовать только «за» или «против» заключения таких сделок как единого целого. Демократы не готовы голосовать за эту инициативу без учета своих интересов, направленных на защиту простых американцев.
Полномочия по содействию торговле должны проложить путь к заключению важнейших для Белого дома экономических соглашений – о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) и Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП). Так, ставшее яблоком раздора между президентом США Бараком Обамой и его собственной Демократической партией ТТП должно урегулировать вопросы торговли, прав интеллектуальной собственности и ряд других со странами АТР, совокупный ВВП которых составляет почти 40% мирового. Помимо финансового аспекта у ТТП есть политическое значение: оно должно стать инструментом противодействия роли Китая в регионе, который вовлекает в свою орбиту все больше государств. В США опасаются, что активное участие стран в Азиатском инфраструктурном банке инвестиций, созданном Пекином, позволит КНР навязать всему миру свои правила торговли. Китай не исключает своего участия в ТТП, однако пока не планирует присоединяться к нему.
Иными словами, ТТП имеет для США гигантское политико-экономическое значение: проект партнерства разрабатывался более 10 лет, и его завершение стало для Обамы делом чести. Однако соратники президента по Демократической партии опасаются, что усиление геополитического влияния Вашингтона может ударить по простому американцу. Им есть чего бояться: заключение Североамериканского соглашения о свободной торговле более 20 лет назад стоило США 700 тыс. рабочих мест. Обама подчеркивает, что сравнение с проектом 20-летней давности некорректно и ошибки прошлого учтены.
Дебаты о ТТП ведутся с демократами давно, и Обама, оказавшийся по одну сторону баррикад с республиканцами, готов пойти на уступки. Проблема в том, что эти уступки оформлены отдельными законопроектами и могут быть отклонены сенатом или ветированы президентом после принятия ПСТ. Демократы хотят голосовать за весь пакет сразу, но у такого подхода есть ряд проблем.
Согласно договоренностям, предполагается внесение изменений в «Программу помощи в повышении конкурентоспособности на рынке». Она предусматривает предоставление помощи гражданам, вытесненным с рынка труда в результате торговли с иностранными государствами. Еще демократы хотят запретить импорт товаров, произведенных принудительным трудом (против этого выступают некоторые республиканцы), и принять положение о борьбе с манипуляторами курсом валют (эту меру не поддерживает президент). Обама опасается, что принятие данного положения обяжет Вашингтон признать Китай манипулятором курса, что может развязать торговую войну с Пекином. Беспокоит демократов и возможная необеспеченность защиты прав трудящихся и экологических стандартов.
Важным аспектом стала секретность проектов ТТП и ТТИП. Публика в основном получает информацию о них из публикаций WikiLeaks. Основатель проекта Джулиан Ассандж так изложил свое видение документа о торговле со странами АТР: «Если вы читаете, пишете, публикуете, думаете, танцуете, поете или изобретаете, если вы производите продукты питания или употребляете их, если вы болеете или когда-либо заболеете, знайте: вы на мушке у ТТП».
В ответ на это мрачное пророчество Обама возражает, что финальный вариант соглашения будет опубликован в Интернете в течение 60 дней, а потом поступит на голосование американским законодателям, у которых будет достаточно времени ознакомиться с каждым положением документа и оценить его полезность.
После отказа сената голосовать сенаторы-демократы выразили готовность изъять положение о валютных манипуляторах из общего пакета, и это может стать основой для достижения компромисса и заключения соглашений.
«Я достаточно пессимистично оцениваю краткосрочные перспективы ТТП», – прокомментировал ситуацию в беседе с «НГ» заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Дмитрий Суслов. По словам эксперта, проблемы у проекта возникают с двух сторон: и со стороны партнеров в АТР, и со стороны внутриполитических кругов США.
У Пекина и Вашингтона в этой сфере две взаимоисключающие задачи. Если КНР хочет утвердить свою ведущую роль среди стран региона, то США – убедить Китай играть по своим правилам в роли младшего брата. Поэтому проекты двух государств будут обсуждаться предполагаемыми участниками неопределенно долго. Он считает, что странам АТР невыгоден выбор между тем или иным проектом. Заключение соглашения будет возможно, если будет возможно совмещение американской и китайской инициатив, но пока перспективы такого решения не прослеживаются.