Фото Reuters
В обращениях к участникам стартовавшей в понедельник в Нью-Йорке девятой обзорной конференции ООН по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) президент РФ Владимир Путин и госсекретарь США Джон Керри констатировали, что сократили свои ядерные арсеналы до минимальных за 60 лет уровней. Вашингтон предложил Москве не останавливаться на достигнутом и согласовать параметры дальнейшего разоружения. По мнению экспертов, принципиальное значение имеет начало многосторонних переговоров о сокращении ядерного оружия, но инициировать их будет еще труднее, чем двусторонние российско-американские. Вместе с тем, несмотря на западные санкции, полной деградации в сфере ядерного нераспространения не произошло, и это позитивный знак.
Как отметил Путин, «Россия последовательно выполняет все положения ДНЯО, в том числе Статью VI. Мы сократили свой ядерный арсенал до минимального уровня, что является значимым вкладом во всеобщее и полное разоружение. Планируем продолжать работу на этом направлении». Выдержки из обращения российского президента с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН зачитал директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Михаил Ульянов.
Ядерному разоружению во многом была посвящена и речь Керри. Он сообщил о том, что Тегеран и «шестерка» международных посредников как никогда близки к заключению всеобъемлющего соглашения по иранской ядерной программе, а КНДР должна отказаться от всего имеющегося у нее ядерного оружия и свернуть свою ядерную программу. Призывая безъядерные страны отказаться от стремления к обладанию ядерным оружием, госсекретарь США признал, что ядерные державы в рамках ДНЯО обязаны, в свою очередь, разоружаться. По его словам, Вашингтон шаг за шагом сокращает свой арсенал. Керри видит «неоспоримый прогресс» в этой сфере. Так, в сентябре 2014 года число американских ядерных боеголовок составило 4717, это на 85% меньше, чем на пике холодной войны. Только за последние 20 лет США ликвидировали 10 251 боеголовку, еще около 2,5 тыс. устарели и вскоре будут уничтожены. «Я рад сегодня заявить, что президент Обама решил, что США попытаются ускорить процесс ликвидации устаревших ядерных боеголовок на 20%», – рассказал Керри.
Госсекретарь отдельно напомнил о совместных с Россией достижениях: «Договор СНВ-3 (Договор между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений 2011 года. – «НГ»), который, к моей гордости, был ратифицирован, когда я был председателем комитета сената по иностранным делам, положил начало совместному для США и России процессу сокращения наших ядерных арсеналов до самых низких уровней со времен Эйзенхауэра и Хрущева. Реализация идет хорошо и продолжается, она значительно сократит наши нынешние оружейные арсеналы».
При этом Керри считает, что у Москвы и Вашингтона все равно остается еще слишком много ядерного оружия. На две страны приходится более чем 90% мирового ядерного арсенала. «Мы знаем, что мы можем предпринять дальнейшие сокращения, – указал глава американской дипломатии, – и президент Обама ясно дал понять наше желание и готовность начать переговоры о дальнейших сокращениях развернутых стратегических ядерных вооружений вплоть до уровня на одну треть ниже установленного Договором СНВ-3. Хочу подчеркнуть: это предложение остается в силе, и мы призываем российскую сторону принять его». Призыв, примерно в тех же словах, повторно прозвучал в совместной статье Керри и министра энергетики США Эрнеста Моница в журнале Foreign Policy.
Заместитель директора Института США и Канады РАН Павел Золотарев в беседе с «НГ» подчеркнул, что США все последние годы очень четко обозначают свою позицию о необходимости дальнейших шагов по сокращению ядерных вооружений. Вашингтон действительно намерен двигаться в этом направлении и сокращает роль ядерного оружия в обеспечении национальной безопасности, развивая неядерные и невоенные методы и компоненты: увеличивает потенциал высокоточных неядерных систем стратегической дальности и осваивает информационное поле в самом широком диапазоне.
По мнению эксперта, наряду со сложной ситуацией в отношениях РФ и США реальной проблемой является необходимость начала переговоров в многостороннем формате. Требование двигаться по пути сокращения ядерных вооружений к отдаленной цели их полной ликвидации ДНЯО накладывает на все ядерные государства, но решают эту задачу только США и Россия. Так, Индия и Пакистан, напротив, наращивают и совершенствуют ядерный потенциал, и это опасная тенденция. «На мой взгляд, вопрос о многостороннем процессе крайне актуален. С другой стороны, переговоры по новому российско-американскому соглашению, может быть, даже реальнее, чем совместная проработка многосторонних шагов», – заключил Золотарев.
Как полагает доцент факультета международной политики МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Фененко, слова Керри показывают, что санкции США против РФ остаются всего лишь набором ограничительных мер в одной сфере и на глобальную конфронтацию американцы пока идти не хотят. Не хочет этого и Россия, которая ни разу не воспользовалась проблемой ядерного нераспространения и разоружения для мести или торга в вопросе о санкциях. А ведь Москва жестко пресекла бы западные санкции, если бы пригрозила ответными мерами в сфере нераспространения.
«Россия могла бы выйти из всех соглашений по оружейному плутонию, по урану, из Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, снять ограничения на поставки атомных технологий странам третьего мира, похоронить идею безъядерных зон на Ближнем Востоке… Одно дело продуктовый рынок, а другое – уничтожение мирового порядка. Но Москва не стала этого делать, а значит, она все-таки надеется достичь серьезного компромисса с американцами по Украине», – подвел итог собеседник «НГ».