Лоретта Линч присягнула на семейной Библии в присутствии вице-президента Байдена, а также отца и мужа. Фото Reuters
После почти полугодовых проволочек, вызванных межпартийными разногласиями, в США приведена к присяге новый министр юстиции. Лоретта Линч стала первой чернокожей женщиной на этом посту, в период пристального внимания к действиям полиции и проблеме гражданских прав на фоне гибели нескольких афроамериканцев от рук полицейских и связанных с этим протестов.
Лоретта Линч успела войти в историю США как человек, чью кандидатуру на министерскую должность сенат рассматривал дольше всего – почти шесть месяцев. Еще в ноябре 2014 года, когда было объявлено об отставке Эрика Холдера, президент Барак Обама представил кандидатуру на пост министра юстиции – федерального прокурора по восточному округу Нью-Йорка с характерной фамилией Линч.
«Утверждение кандидатур в сенате всегда занимает достаточно длительный период времени. Но с Лореттой Линч случай особый, – сказал в беседе с «НГ» заместитель директора Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов. – Ее выдвижение президентом произошло вскоре после того, как демократы проиграли промежуточные выборы в конгресс. Поэтому тогдашний состав сената не стал рассматривать кандидатуру Линч, чтобы предоставить уже новому составу законодателей возможность утвердить министра юстиции. А в этом году утверждение «ставленницы Обамы откладывалось республиканцами».
Демократы утверждали, что причина проволочек в том, что Линч – чернокожая женщина. В оправдание республиканцы говорили, что в первую очередь необходимо рассмотреть накопившиеся законопроекты и только потом обсуждать кадровые вопросы. При этом в ходе утверждения кандидатуры Линч возникали споры по поводу ее отношения к президентским указам об иммиграции и ряду других спорных законопроектов, в том числе о борьбе с торговлей людьми.
В конце концов сенат утвердил кандидатуру Линч в минувший четверг. А в начале этой недели она принесла присягу в качестве 83-го по счету генерального прокурора. Церемонию в Министерстве юстиции провел вице-президент Джозеф Байден, который не преминул подчеркнуть, что уже «давно пора было привести эту женщину к присяге». По его словам, Линч в высшей степени компетентна и более чем достойна занять должность генерального прокурора.
В свою очередь, Линч поблагодарила Обаму и Байдена за поддержку, защиту и веру в нее. А своему отцу она выразила признательность за то, что он, несмотря на преклонный возраст, приходил на каждое заседание в процессе ее выдвижения. «Было бы преуменьшением сказать, что я просто рада. Мое сердце переполнено», – поделилась с прессой эмоциями Линч.
На посту генпрокурора Линч стала первой афроамериканкой. До нее эту должность шесть лет занимал Эрик Холдер, который, в свою очередь, был первым афроамериканцем во главе Министерства юстиции США.
Линч вступила в должность менее чем за два года до окончания президентского срока Обамы и в период повышенного внимания к действиям полиции и проблеме гражданских прав в США на фоне гибели нескольких афроамериканцев от рук полицейских и связанных с этим протестов. По мнению ряда наблюдателей, Холдер был слишком поспешен в осуждении полиции в этих случаях.
Обама считает, что Линч может сыграть важную роль в том, чтобы все этнические группы в стране чувствовали себя одинаково защищенными. Он пообещал, что Линч в ближайшее время прибудет в Балтимор, чтобы оказать местным властям содействие в урегулировании охвативших город беспорядков. Они начались после похорон 25-летнего Фредди Грея, умершего от травмы, полученной при задержании полицейскими.
Как сообщил капитан полиции Эрик Ковальчук, по меньшей мере семь его сотрудников получили увечья в ходе столкновений, в которых участвовали сотни молодых людей, бросавших в полицейских камни, кирпичи, бутылки и другие предметы. В ответ полиция применила слезоточивый газ. Губернатор штата Мэриленд объявил чрезвычайное положение в Балтиморе и распорядился задействовать Национальную гвардию для охраны порядка в городе.
«Многие в Америке считают, что то, что новым генпрокурором стала чернокожая женщина, приведет к большему пониманию в решении расовой проблемы с обеих сторон, – сказал Гарбузов. – Гибель афроамериканцев подняла вопрос не только о действиях полицейских и соблюдении ими инструкций, но и в целом о месте чернокожего населения в американском обществе. Считалось, что законы, которые были приняты при Линдоне Джонсоне в 1960-е годы, навсегда разрешили расовые разногласия в США. Оказывается, законодательное решение не означает реальное решение расовой проблемы. Как показывают события в Балтиморе, она ощутимо дает о себе знать и сегодня».