Хоуситы продолжают борьбу за власть, невзирая на потери от налетов саудовских ВВС. Фото Reuters
Бежавший президент Йемена Абд Рабу Мансур Хади готов к переговорам с повстанцами-хоуситами на своих условиях, заявил министр иностранных дел Рияд Ясин. Тем временем столица Йемена Сана и другие регионы подверглись новым массированным бомбардировкам со стороны арабской коалиции. Они прошли впервые с момента объявления об окончании операции «Буря решимости» и начале новой миссии «Восстановление надежды», целью которой должно было стать стимулирование мирных переговоров в стране. Однако пока ни одна из воюющих сторон сдаваться не намерена, и это лишний раз заставляет задуматься об искренности желания Саудовской Аравии способствовать мирному процессу в Йемене.
Авиаудары коалиции арабских стран были призваны помешать хоуситам, повстанцам-шиитам из группировки «Ансар Алла», одолеть сторонников бежавшего из страны президента Абд Рабу Мансура Хади и захватить власть в стране. Однако известно, что бомбы, сброшенные на йеменские города, часто вредили мирным жителям и невоенным объектам, и это вызывало критику со стороны США. Именно давлением со стороны Вашингтона эксперты обосновывали разговоры о сворачивании кампании авианалетов и переориентацию на переговорный процесс. Более того, удары с воздуха не смогли поколебать стратегические позиции повстанцев-хоуситов, захвативших власть в столице.
Безусловно, у сторонников бежавшего президента были тактические успехи, и южный портовый город Аден, цитадель лояльных Хади войск, так и не пал под натиском повстанцев. К битве против хоуситов в Адене присоединились и ополченцы из местных суннитских племен, вдохновленные поддержкой Саудовской Аравии. Они нанесли удары по силам хоуситов с помощью бронетанковых соединений и ракетных систем залпового огня. Однако позиции, оставленные повстанцами, часто занимали боевики «Аль-Каиды» на Аравийском полуострове» (АКАП), и мирному процессу в регионе это не способствовало.
Пока основное отличие «Восстановления надежды» от «Бури решимости» состоит в названии. Саудовцы оставляли за собой право на ограниченные налеты и после завершения «Бури решимости», однако недавние удары были одними из самых массовых с начала операции в конце марта, что позволяет говорить не о сворачивании кампании бомбардировок, а ее расширении.
Министр иностранных дел Йемена Рияд Ясин, который в настоящее время скрывается вместе с Хади, уже заявил, что военная операция коалиционных ВВС на самом деле не закончена. «Никаких сделок с хоуситами, пока они не уйдут с занятых территорий», – сказал он. Крон-принц ОАЭ Мохаммед Зайд аль-Нахайян при посещении базы саудовских ВВС выразил поддержку авианалетов и сказал: «Победа – наш единственный выбор в испытании Йеменом». Помимо Адена, активные боевые действия идут в густонаселенном городе Таиз. Там местные племена объединились с исламистами и ведут боевые действия на городских улицах.
Бывший глава Йемена Али Абдалла Салех, бойцы которого сражаются на стороне хоуситов, тем временем призвал стороны к миру. В недавнем телеобращении он призвал хоуситов претворить в жизнь решения Совета Безопасности ООН (речь о резолюции, призывающей к отказу от насилия и переговорам в Эр-Рияде) и вывести вооруженные силы из всех провинций. Причем требование о выводе войск касалось и хоуситов, и ополченцев из местных племен, и АКАП, и сил Хади.
Представители Хади решительно отвергли это предложение. «После тех разрушений, которые вызваны действиями Салеха, эти призывы совершенно неуместны, – заявил Ясин. – Ему нет места среди участников будущих политических переговоров». Он, правда, допустил возможность мирного урегулирования с участием хоуситов – однако без их лидера Абдель Малика аль-Хоуси. По словам Ясина, чтобы переговоры состоялись, хоуситы должны сдать тяжелое вооружение и начать вести себя как политическая организация.
ООН также пытается повлиять на разрешение ситуации в охваченном войной Йемене – накануне стало известно, что генеральный секретарь Пан Ги Мун назначил нового спецпосланника по Йемену, который призван помочь в организации переговоров для установления мира в стране. Им стал мавританский дипломат Исмаил ульд Шейх Ахмед. До сих пор он возглавлял миссию ООН по чрезвычайному реагированию на болезнь, вызванную вирусом Эбола. Ранее он занимался решением гуманитарных вопросов в Сирии и Йемене. Российские дипломаты позитивно отреагировали на новое назначение – кандидатуру спецпосланника поддержал постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин. «Мы его поддержим. Он знает Йемен, знает йеменские стороны», – заявил Чуркин, узнав о возможном назначении. После этого кандидатура Ахмеда была утверждена на Совбезе.
Несмотря на участившиеся бомбардировки, по мнению руководителя центра арабских и исламских исследований, эксперта РСМД Василия Кузнецова, у ситуации есть перспектива мирного разрешения. «Я считаю, что в какой-то момент прагматические соображения начнут брать верх – международное сообщество, приняв резолюцию по Йемену, показало свое отношение к проблеме», – сказал он в беседе с «НГ».
Эксперт считает, что Саудовская Аравия истолковала документ Совбеза как дружественный шаг, в том числе и со стороны России. Призывы сложить оружие и освободить занятые земли адресовались в основном хоуситам – но после, когда эмоции отступят на второй план, королевству придется искать прагматичный подход. «В определенный момент они начнут способствовать диалогу», – заключил Кузнецов.