Мустафа Акынджи пообещал избирателям как можно скорее возобновить переговоры с Югом острова. Фото Reuters
Во втором туре на выборах лидера непризнанной Турецкой республики Северного Кипра (ТРСК) независимый кандидат Мустафа Акынджи получил 60,4% голосов. С его победой связывают надежду на примирение двух частей острова. Акынджи, известный левыми взглядами, обещает как можно скорее возобновить мирный диалог с Республикой Кипр.
На Северном Кипре в воскресенье вечером завершились выборы президента. По данным Центризбиркома, соперник Акынджи во втором туре, действующий президент Дервиш Эроглу, заручился поддержкой лишь 39,6% избирателей, хотя и лидировал с минимальным отрывом в первом туре.
В отличие от Эроглу 67-летний Акынджи выступает за ослабление опеки Турции – единственной страны, признающей независимость Северного Кипра. Однако, выступая перед своими сторонниками, новоизбранный лидер турок-киприотов заверил, что отношения с Анкарой не испортятся.
Акынджи пообещал возобновить переговоры с греками-киприотами по разрешению многолетнего конфликта, разделившего остров на две части, между которыми пролегла буферная зона под контролем сил ООН. Он, в частности, намерен добиться большего доверия к руководству Северного Кипра со стороны греков-киприотов и даже выразил готовность рассмотреть возможность передачи им пограничного города Варошу, где никто не живет с 1974 года. Тогда, после вооруженного вторжения Турции, оккупированными оказались 37% территории острова, на которой через девять лет была провозглашена ТРСК.
Разделенный Кипр – по сути, единственный неразрешенный конфликт внутри самого Евросоюза. Формально ТРСК входит в состав Объединенной Европы, поскольку остальные 63% территории острова интегрированы в ЕС. Из чего следует, что Брюссель в придачу к прочим «головным болям» получил масштабный этнический конфликт с его проблемами – и статуса спорной территории, и реституции имущества, и беженцев. В ЕС же на это закрыли глаза и решили, что общеевропейский дух поможет уладить ситуацию. Увы, обе конфликтующие стороны за это время изрядно преуспели на ниве национализма.
Но, как показали итоги воскресных выборов, позитивная динамика там все-таки предвидится. Президент Республики Кипр Никос Анастасиадис назвал многообещающим избрание Акынджи лидером турок-киприотов, так как с предыдущим главой ТРСК договориться оказалось невозможно. Он уже сообщил о скорой встрече с Акынджи, который, в свою очередь, надеется решить кипрскую проблему за пять лет, отведенные ему на посту президента. «Анастасиадис и я принадлежим к одному поколению, – цитирует Акынджи Би-би-си. – Если мы не сможем решить эту проблему сейчас, она окажется огромным бременем для будущих поколений». Надо сказать, что официально в греческой части Кипра не высказывались о том, кого бы они хотели видеть новым лидером ТРСК. Хотя в экспертном и журналистском сообществах отмечалось, что победа более умеренного Акынджи могла стать сигналом, что после долгого застоя наступает прогресс в решении кипрского вопроса. «Лидер ТРСК может повлиять на позицию местной общины в отношениях с греческой частью острова и с Турцией. Мустафа Акынджи склонен сотрудничать с греческими киприотами, а Дервиш Эроглу – с официальной Анкарой», – отметил политический обозреватель Раллу Папагеоргиу.
На Кипре помнят, что в бытность мэром турецкой части Никосии, или Лефкоши (1976–1990), Акынджи отличался прагматичным подходом к сотрудничеству с муниципалитетом греческой части города. Затем с 1993 по 2009 год он избирался депутатом парламента ТРСК. Работая в должности вице-премьера и министра туризма, Акынджи выступал за усиление социальных программ и более тесные связи с греческим Югом.
План объединения Кипра предполагает создание федеративного государства, в котором греческая и турецкая части будут иметь равный статус. В октябре 2014 года объединительные переговоры, которые безуспешно ведутся уже много лет, были прерваны. Греческая сторона вышла из процесса из-за разногласий в связи с разработкой месторождений углеводородов на шельфе в северной части острова.