0
6422
Газета В мире Интернет-версия

20.04.2015 00:01:00

Китай продвигается к Персидскому заливу

Тэги: китай, пакистан, индия, си цзиньпин, сша, персидский залив, нефть


китай, пакистан, индия, си цзиньпин, сша, персидский залив, нефть Фото Reuters

Сегодня в Пакистан прибывает председатель КНР Си Цзиньпин. В результате переговоров, как ожидают, будет утвержден план создания транспортного коридора от Кашгара, в китайском Синьцзяне, до порта Гвадар близ Персидского залива. Проект стоимостью 46 млрд долл. позволит Китаю доставлять нефть быстрее и ослабит роль США и Индии как ведущих игроков в Южной Азии. Но, как отмечает эксперт, терроризм может стать угрозой для выполнения грандиозного замысла.

Как передает агентство «Синьхуа», во время визита стороны подпишут соглашения по широкому кругу вопросов, включая энергетику, инфраструктуру, образование и культуру, что «углубит дружбу и сотрудничество» между Китаем и Пакистаном. Но ведущее место на переговорах займет китайско-пакистанский экономический коридор, который должен соединить старинный город Кашгар в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР с портом Гвадар на берегу Аравийского моря.

Гвадар, глубоководная гавань в пакистанской провинции Белуджистан, расположена по соседству с Персидским заливом. То есть тот, кто распоряжается в порту, может влиять на ключевые маршруты транспортировки нефти. Помимо этого, Гвадар – ближайший незамерзающий порт на море для республик Центральной Азии, которые обладают большим объемом энергоресурсов. Управление портом уже передано в руки китайских менеджеров.

Исламабад связывает большие надежды с проектом. «Это изменит правила игры для Пакистана. Мы сможем связать Китай с рынками в Центральной и Южной Азии. Если мы станем мостом между этими тремя двигателями роста с населением примерно 3 млрд человек, это может дать нам большую выгоду», – сказал Ахсан Икбал, министр планирования Пакистана.

Но для Пекина прокладка коридора имеет не только экономический, но и геополитический смысл. Построив путь, он намерен потеснить США и Индию как две наиболее влиятельные державы в Южной Азии. Тем более что позиции Америки в свете провалов в Афганистане и усилившихся разногласий с Исламабадом в этом регионе ослабевают.

В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников отметил, что планируемый коридор, приблизительная стоимость которого составит 46 млрд долл., – это один из крупнейших совместных китайско-пакистанских проектов после того, как в 1980-х годах было построено высокогорное Каракорумское шоссе, которое соединяет внутренние районы Китая с территорией Пакистана.

«Тогда в Афганистане находились советские войска. И это шоссе использовалось пакистанцами для того, чтобы китайцы поставляли им оружие и военные грузы. Что касается теперешнего проекта, его реализация зависит от нескольких факторов. Первый из них – конечно, внутренняя безопасность в Пакистане и другие вопросы, связанные с террористической активностью как на территории Пакистана, так и в Синьцзяне. Так что эта дорога будет использоваться прежде всего для взаимодействия в борьбе с терроризмом. С другой стороны, Китай стремится углубить сотрудничество, основанное на чисто коммерческой основе, а не давать кредиты, которые потом не погашаются Пакистаном», – пояснил эксперт.

На этот проект с большим подозрением смотрят в Дели. Индийские СМИ выражали озабоченность, что эта дорога осложнит обстановку в области безопасности для Индии. Ведь магистраль может использоваться и в военных целях. И это может создать дополнительное напряжение именно в тех районах, где в 1960-х годах шли бои между Индией и Пакистаном.

«Американцы тоже довольно ревниво относятся к подобным китайско-пакистанским проектам. Это понятно. Стратегический диалог с Пакистаном, так же как и с Индией, США нужен для того, чтобы сдерживать рост влияния Китая. США, конечно, предпочли бы, чтобы крупные экономические проекты в Пакистане реализовывались ими. Но США к этому не готовы», – сказал Сотников.

Кроме того, нужно учитывать, что Китай – главный поставщик оружия в Пакистан. США в этом плане далеко от китайцев отстают. Но характерно, что передача китайских вооружений Пакистану основана теперь не на предоставлении каких-то преференций, а на чисто коммерческой основе.

Комментируя сообщения прессы, что после визита Си Цзиньпина Пакистану будут поставлены восемь китайских подводных лодок на дизель-электрическом ходу, эксперт подчеркнул, что по обычным вооружениям Пакистан в три-четыре раза отстает от Индии. Он хотел бы сократить отставание. Но индийцы этого не допустят и будут продолжать развивать военно-техническое сотрудничество с Россией.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1467
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1674
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1778
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4093

Другие новости