0
6394
Газета В мире Интернет-версия

17.04.2015 00:01:00

Путин никому не советует воевать с Россией

Тэги: конференция, международная безопасность, москва, минобороны, россия, белоруссия, греция, китай, кндр, иран, пакистан, украинский конфликт, сша


конференция, международная безопасность, москва, минобороны, россия, белоруссия, греция, китай, кндр, иран, пакистан, украинский конфликт, сша Фото пресс-службы Президента РФ

Сегодня завершается двухдневная IV Московская конференция по международной безопасности. Министры обороны РФ, Белоруссии, Греции, Китая, КНДР, Ирана, Пакистана и ряда других государств делятся своим видением мировой политики и роли в ней вооруженных сил. Президент РФ Владимир Путин приветствовал участников конференции, а во время «Прямой линии» представил собственное мнение по ряду актуальных международных вопросов.

Российские военные руководители в первую очередь обрушили волну критики на Вашингтон. «Мы полагаем, что во главу угла должны быть поставлены военно-политические интересы региональных игроков, а не амбиции тех, кто рассматривает мир исключительно через призму собственной исключительности», – начал свою речь министр обороны РФ Сергей Шойгу. Он обвинил США в организации цветной революции в Киеве, блефе по поводу иранской ракетной угрозы, дестабилизации мировой ситуации из-за размещения систем ПРО и втягивании государств Азиатско-Тихоокеанского региона в «антироссийскую кампанию».

Министр посетовал, что «конструкция стабильности, выстроенная после Второй мировой войны, дает сбои и крен», но при этом он призвал уважать интересы региональных игроков и учитывать их политические интересы. Речь, вероятно, шла о ключевой роли Совета Безопасности ООН в решении международных конфликтов. Однако послевоенный миропорядок предполагал не только важную роль Совбеза. Сформированная по итогам двух конференций стран – победительниц во Второй мировой войне система международных отношений получила название Ялтинско-Потсдамской», и в соответствии с ней весь мир был искусственно разделен на зоны влияния СССР и США. Считается, что она прекратила существование после краха мирового социалистического лагеря.

Антизападную риторику активно поддержал начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал армии Валерий Герасимов. «Стремясь к абсолютному доминированию, Вашингтон перестал в своей политике учитывать интересы других государств и сделал для себя необязательным соблюдение норм международного права», – заявил Герасимов. Он отметил агрессивные действия НАТО в отношении России. Резкие заявления военных несколько расходятся с примирительными тезисами Владимира Путина, которые президент озвучил во время своей «Прямой линии». Российский лидер призвал к поиску компромиссов и взаимопониманию с Западом.

Важную роль на конференции играла тема Украины, и здесь тоже не обошлось без критики в адрес Соединенных Штатов. «В стремлении вовлечь Киев в свою орбиту США и их ближайшие союзники перешли все мыслимые пределы, что не могло не вызвать нашей реакции. В результате антиконституционной смены власти страна была ввергнута в гражданскую войну», – заявил Сергей Шойгу. «Мы не знаем, какие указания получают новые украинские власти от западных «кураторов» и куда может быть направлена агрессия Киева в дальнейшем», – поддержал его Герасимов. Начальник Генштаба осудил «русофобов и радикалов», которые пришли к власти в Киеве и «узаконили деятельность неофашистских и националистических организаций». Мысль о недопустимости легализации и героизации нацизма в преддверии 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне высказал и глава российского оборонного ведомства. Комментируя взаимоотношения с Украиной, российский президент заявил, что ждет от руководства этой страны признания России в качестве равноправного партнера по всем вопросам, и назвал «братскими» российский и украинский народы.

По сравнению с военными чинами министр иностранных дел Сергей Лавров высказался более дипломатично, заявив, что в США возобладала близорукая логика победителей в холодной войне. «Нас, к сожалению, отказывались даже слушать, не то что слышать», – посетовал глава российского МИДа.

На конференции выступил и министр обороны Ирана Хосейн Дехкан, дав комментарии касательно переговоров о ядерной программе Исламской Республики. «Мы логично, аргументированно и рационально вступили в переговоры со странами «шестерки» и одновременно продолжили свое сотрудничество с МАГАТЭ. Продолжение переговоров может стать основой для выработки всеобъемлющей договоренности», – заявил глава оборонного ведомства Ирана.

Владимир Путин, комментируя иранскую повестку в ходе «Прямой линии», затронул тему поставки в страну зенитно-ракетных комплексов С-300. Он напомнил, что соответствующий договор стороны подписали еще в 2007 году, а в 2010-м сделка была приостановлена указом главы РФ из-за проблемы вокруг иранской ядерной программы. Однако сейчас на переговорах с «шестеркой» «иранские партнеры демонстрируют очень большую гибкость и явное желание достичь компромисса». По словам Путина, «по сути, все участники этого процесса объявили о том, что соглашение уже достигнуто. Вопрос только в технических деталях, которые должны быть доработаны до июня текущего года».

«Если кто-то опасается, что мы приступили к отмене санкций, то, видимо, наши коллеги не знают, что в санкционный список ООН поставка таких систем не входит, – пояснил президент. – Мы приостановили исполнение этого контракта исключительно в одностороннем порядке. И теперь, когда продвижение на иранском ядерном треке имеется, оно очевидно положительное, мы не видим оснований дальше в одностороннем порядке держать этот запрет».

О том, что мог иметь в виду российский президент, рассказал в интервью Интерфаксу старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин. «Иран принимает участие в йеменском конфликте, пусть и опосредованное, – напомнил эксперт. – Обстановка вокруг Йемена обострена, и мы видим непрямую конфронтацию Ирана с Саудовской Аравией и некоторыми поддерживающими ее арабскими странами. Однако эскалация конфликта может привести к прямому столкновению, и тогда комплексы С-300 на случай воздушной атаки окажут серьезную услугу иранским вооруженным силам». Таким образом, российская сторона, отменив запрет на поставку Ирану комплексов ПВО, пытается не допустить эскалации конфликта.

На конференции была упомянута и угроза со стороны боевиков «Исламского государства» (ИГ). На эту тему высказался исполнительный директор пакистанского Центра международных стратегических исследований Али Сарвар Накви: «Существование ИГ стало символом дезинтеграции государственной системы на Ближнем Востоке». Он отметил, что в современном многополярном мире необходима координация усилий разных стран для преодоления стоящих перед международным сообществом проблем.

Российский президент также изложил свои мысли по поводу исламистов. Он затронул проблему ответственности США в возникновении ИГ, в состав которого вошло значительно число бывших кадровых офицеров армии Саддама Хусейна. «Для нас, конечно, прямой никакой угрозы от ИГ нет», – сказал Путин. Однако вызывает беспокойство то, что российские граждане и граждане СНГ вступают в ряды этой группировки, проходят там определенную подготовку и могут оказаться на российской территории. «Мы это понимаем и соответствующим образом работаем. Не могу сказать, что мы всех знаем поименно, но примерно, количество, где они воюют, где они тренируются... кое-кого и поименно уже знаем. Спецслужбы работают по этому направлению очень активно в сотрудничестве с коллегами из других стран СНГ», – сообщил Путин.

Еще одной проблемой современных международных отношений стало взаимное недоверие государств. Об этом на конференции говорил представитель ООН в Женеве Михаил Мюллер. Он заявил, что проходящая в Москве конференция – важная площадка для восстановления доверия между странами. При этом он отметил, что одно мероприятие не изменит отношение Запада к российской позиции, но оно является подтверждением, что нужно вести диалог и находить общие пути решения проблем».

Наиболее резюмирующим высказыванием Путина по проблемам международной безопасности в ходе «Прямой линии» можно считать следующее: «Я исхожу из того, что мы воевать ни с кем не собираемся, но будем укреплять, безусловно, свою обороноспособность как раз для того, чтобы ни у кого не возникало никакого желания воевать с Россией».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1243
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1423
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1545
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3763

Другие новости