Американскому президенту все-таки придется учесть мнение законодателей. Фото Reuters
Комитет по международным делам сената США единогласно проголосовал за законопроект, позволяющий конгрессу давать оценку окончательному соглашению с Ираном, которое планирует подписать «шестерка» международных посредников (постоянные члены СБ ООН и Германия). Израиль выразил удовлетворение уступками конгрессу, на которые пошел президент США Барак Обама в иранском вопросе. В Тегеране сдержанно отреагировали на достигнутую договоренность.
Все 19 членов сенатского комитета по иностранным делам – и республиканцы, и демократы – поддержали законопроект, который обязывает Барака Обаму предоставить на рассмотрение конгрессу текст будущего соглашения с Ираном. Согласно документу, вводится специальный период рассмотрения, в течение которого США не смогут снять санкции против Ирана. Если финальное соглашение будет одобрено американскими законодателями, этот период продлится меньше месяца.
Как сказано в законопроекте, президент США через пять календарных дней после заключения соглашения, которое может произойти 30 июня, обязан представить профильным комитетам сената и палаты представителей текст документа на рассмотрение, на что отводится 30 дней. После этого глава Белого дома в течение 12 дней сможет наложить вето на решение конгресса; тогда у последнего остается 10 дней на оспаривание вето. Но если за то или иное решение проголосуют минимум 67 сенаторов, то Обама не сможет наложить на него запрет.
«Санкции, введенные сенатом и палатой представителей, – заявил председатель комитета по международным делам сената республиканец Боб Коркер, – не могут быть отменены, если администрация не ознакомит нас со всеми подробностями соглашения, и только после этого начнется отсчет времени. Конгресс продолжает участвовать в этом процессе, и каждые 90 дней администрация должна предоставлять информацию, подтверждающую, что Иран во всех отношениях выполняет условия соглашения».
В тексте законопроекта также закреплено, что президент через каждые 90 дней должен предоставлять конгрессу сведения о том, не поддерживает ли Тегеран террористов, угрожающих США. Если этого сделано не будет, конгресс сможет вновь ввести санкции. На обсуждение данного вопроса отводится 60 дней. Этот пункт стал фактически единственным, по которому среди членов комитета возникли разногласия.
Комитет проголосовал через несколько часов после встречи во вторник за закрытыми дверями с госсекретарем Джоном Керри и другими членами администрации, которые призвали законодателей проявлять сдержанность. Однако даже самые лояльные по отношению к Белому дому демократы заявили, что конгресс не будет молчать. «Считаю, что мы должны иметь возможность так или иначе высказать свое мнение», – сказала сенатор Дебби Стейбеноу.
Администрация, судя по всему, учла настроения законодателей. По информации телеканала Fox News, Обама согласился подписать законопроект, который будет передан в сенат для утверждения в полном составе, что практически гарантировано. Президент сможет в одностороннем порядке отменить лишь те санкции против Ирана, которые были введены его указами, но не решениями конгресса. Сенат был уведомлен о решении президента незадолго до голосования в профильном комитете.
Конгресс стремится закрепить за собой решающую роль в переговорах с Ираном. Коркер утверждает, что принятый законопроект укрепит позицию США на переговорах. Но некоторые сенаторы обеспокоены тем, что он может дать Тегерану повод отказаться от дальнейших переговоров.
Министр разведки и стратегии Израиля Юваль Штайниц, курирующий в правительстве иранское ядерное досье, во вчерашнем интервью радиостанции «Решет Бет» назвал итоги голосования в сенатском комитете достижением израильской политики. Он отметил, что это решение станет еще одним «барьером на пути к плохой сделке с Ираном».
По мнению руководителя Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН Александра Шумилина, позиция американских конгрессменов и сенаторов во многом совпадает с озабоченностями премьера Израиля Биньямина Нетаньяху, который недавно побывал в Вашингтоне и выступил в конгрессе вопреки желанию Обамы. «Решения, принятые на Капитолийском холме, и согласие Обамы – свидетельство успеха демарша Нетаньяху, – сказал в беседе с «НГ» эксперт. – Вместе с тем это ответный шаг на предупреждения со стороны Тегерана о том, что он не поставит подпись под соглашением, если чуть ли не в тот же день не будут отменены санкции».
Шумилин считает, что угрозы со стороны Ирана привели к консолидации на новом уровне между американским конгрессом и Израилем. «В этих условиях лодка закачалась под Обамой, и он решил восстановить равновесие путем договоренностей с конгрессом, а не противопоставления себя конгрессу и Израилю. В противном случае могло бы произойти то, о чем недавно предупредили 47 сенаторов в письме властям Ирана: даже если Обама подпишет договор, конгресс его отвергнет на следующий день после его ухода с поста».
Президент Ирана Хасан Рухани заявил, что законопроект, позволяющий американскому конгрессу оценивать ядерную сделку с Ираном, является внутренним делом США. «Мы ведем переговоры с крупными державами, а не с конгрессом», – цитирует Рухани Reuters.
Президент вновь предупредил, что Тегеран не подпишет финальное соглашение с «шестеркой», если с Ирана не будут сняты все санкции. «Окончание этих переговоров и подписание соглашения должно включать в себя заявление об отмене обременительных санкций, наложенных на великий иранский народ», – подчеркнул Рухани. По его словам, изоляция Ирана должна быть прекращена путем «конструктивного взаимодействия с мировым сообществом, а не конфронтации».