Сегодня в городе Любек на севере Германии продолжится встреча министров иностранных дел «большой семерки». На ней обсуждаются результаты состоявшихся в понедельник вечером консультаций «нормандской четверки» на уровне глав внешнеполитических ведомств в Берлине, где стороны подняли вопрос о переходе к имплементации «политической» части Минских соглашений. По мнению экспертов, одна из главных проблем этих форматов – отсутствие в одном из них США, а в другом – России.
Работать по повестке дня главы МИД «большой семерки» начали вшестером: госсекретаря США Джона Керри, присутствовавшего вчера на слушаниях конгресса по ядерной сделке с Ираном, ждут в Любеке только сегодня. Дипломаты должны заложить основы для саммита G7, который состоится 7–8 июня в Баварии. В этом году председателем форума является Германия. После того как в понедельник на демонстрацию в знак недовольства G7 вышли 500 человек, прогнозировалось, что в момент непосредственного проведения консультаций состоятся многотысячные протесты. Безопасность обеспечивают 3,5 тыс. стражей порядка, на улицах сосредоточено огромное количество полицейских автомобилей, водометы, грейдеры. Полицейские возле ратуши, где вчера состоялся ужин участников встречи, были вооружены автоматами. Власти боялись повторения массовых беспорядков, связанных с открытием нового здания Европейского центробанка во Франкфурте-на-Майне, вспыхнувших около месяца назад.
Участники встречи в Любеке собирались обсудить ход переговоров по иранской ядерной программе, борьбу с группировкой «Исламское государство» в Сирии и Ираке, меры по защите от вируса Эбола. Одна из главных тем – украинский кризис. Тон этому разговору задала проведенная накануне работа двух из семи министров G7 в «нормандском формате». Глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер признал, что пятичасовые консультации в Берлине были «очень долгими, очень интенсивными и временами очень дискуссионными». По его словам, в последние два месяца на юго-востоке Украины наблюдается «определенное затишье», однако необходимо добиться того, чтобы стороны соблюдали режим прекращения огня гораздо тщательнее, чем это было в последние дни. В итоговом документе министры выразили серьезную озабоченность в связи с нарушениями перемирия, наблюдавшимися в выходные.
Основными итогами встречи стала попытка перейти к выполнению 10 из 12 пунктов согласованного 12 февраля в Минске «Комплекса мер по урегулированию конфликта», которые касаются выполнения политической части Минских соглашений. Участники встречи призвали как можно скорее создать в рамках контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе четыре рабочие подгруппы по конкретным направлениям этого урегулирования, включая безопасность, политический и конституционный процесс, гуманитарные аспекты, восстановительные работы. Кроме того, «нормандская четверка» считает необходимым отнести к подлежащей отводу технике танки и тяжелые вооружения калибра менее 100 мм.
Как сообщил глава МИД РФ Сергей Лавров, «это была очень долгая, но полезная встреча. Мы подчеркнули, что Минские договоренности должны выполняться в полном объеме, не только в военной части, но и в политической, экономической и гуманитарной. Неправильно и вредно, что продолжается экономическая блокада Донбасса, не выплачиваются социальные пособия и пенсии. Меня обнадеживает наша общая решимость добиваться конкретизации всех шагов, согласованных нашими лидерами. В ближайшее время мы можем увидеть конкретный результат». Что касается усиленно лоббируемой Киевом инициативы о введении миротворческого контингента, то, как рассказал Лавров, о ней упомянул министр иностранных дел Украины Павел Климкин, но «развития эта идея не получила, и другие министры ее не комментировали».
Доцент Российского государственного гуманитарного университета, эксперт Российского совета по международным делам Александр Гущин скептически относится к перспективам быстрого прогресса в плане имплементации политической части Минских соглашений. «Позитивен сам факт того, что эта площадка существует и европейские страны полностью привержены линии, согласованной в Минске. Но пока конфликт можно считать лишь полузамороженным. Недаром продолжает обсуждаться отвод тяжелых вооружений. Боевые действия, хотя и носят локальный характер, все-таки происходят. Мне кажется, угроза масштабной эскалации в ближайшее время будет довлеть над конфликтом», – отметил собеседник «НГ».
По мнению эксперта, на стороне ДНР и ЛНР есть определенные силы, которые считают, что самопровозглашенные республики добились слишком малого и нужно попытаться при помощи России добиться большего, что позволит существенно усилить позиции на дальнейших переговорах. Многое будет зависеть и от того, насколько к реализации Минских соглашений готова украинская сторона, и, принимая во внимание зависимость Киева от США, в конечном счете от позиции Вашингтона.
«Получается, что исключение Москвы из G8 – это неписаный элемент санкций, а Вашингтон, в свою очередь, не является стороной «нормандского» процесса мирного урегулирования, – пояснил Гущин. – Конечно, есть посреднический контакт по линии Керри–Лавров, но он не заменяет непосредственных межгосударственных переговоров. Все это является серьезным минусом, потому что Германия и Франция – посредники, миротворцы, но не операторы этого конфликта, не они им управляют и не они его моделируют. В этом, на мой взгляд, очень серьезный минус всех подобных встреч».
Эксперт полагает, что определенное влияние на украинский кризис может оказать и стартующая предвыборная гонка в США. «У нас часто преувеличивают роль России и международных конфликтов в предвыборных кампаниях США. Однако, учитывая уровень эскалации на Ближнем Востоке и в российско-западных отношениях, эти кризисы все-таки будут косвенно влиять на предвыборную кампанию. Наиболее вероятный кандидат от Демократической партии Хиллари Клинтон настроена по-ястребиному, да и администрация Барака Обамы должна будет себя показать с той точки зрения, что она не прогибается перед Россией, чтобы не дать республиканцам возможность использовать это против кандидата от демократов», – заключил Гущин.