Глава МИД Пакистана Сартадж Азиз (слева) принял иранского коллегу Мохаммада Джавада Зарифа. Фото Reuters
Уже третью неделю хоуситы – шииты из организации «Ансар Алла» – пытаются взять штурмом южный йеменский город Аден, последний оплот сторонников бежавшего в Эр-Рияд президента Абд-Раббу Мансура Хади. Несмотря на недавние заявления повстанцев, что город почти захвачен, союзники изгнанного лидера смогли отбить центральный квартал и продвинуться в северную часть Адена. Международные наблюдатели не сомневаются, что хоуситов поддерживает Иран. Уверенность в этом вчера выразил и госсекретарь США Джон Керри.
Эксперты предупреждали, что после заключения сделки по ядерной проблеме Иран не ослабит поддержку шиитских сил в регионе. Более того, постепенное снятие санкций должно наполнить иранскую казну, что дополнительно развяжет руки радикальным кругам в руководстве страны.
Президент США Барак Обама в недавнем интервью подтвердил, что соглашение по ядерной программе не означает автоматического одобрения всей иранской политики, а вчера со схожих позиций выступил и Джон Керри. Госсекретарь прокомментировал информацию о поддержке Ираном хоуситского восстания в Йемене: «Иран должен понять, что США не будут стоять в стороне и наблюдать за тем, как кто-то дестабилизирует регион или ввязывается в открытое противостояние, пренебрегая границами и мнением других государств». Он отметил, что у Соединенных Штатов есть данные о снабжении хоуситов со стороны Ирана: «Очевидно, что ресурсы поступают. Каждую неделю приземляется несколько самолетов», – добавил Керри.
Вчера президент Ирана Хасан Рухани призвал стороны к прекращению огня: «Такая великая нация, как Йемен, не сдастся под натиском бомбардировок», – сказал вчера президент, комментируя налеты арабской коалиции на позиции хоуситов. «Я призываю к подготовке переговорного процесса между йеменцами, чтобы они могли сами определить свое будущее», – завершил мысль Рухани. Верховный лидер Ирана Али Хаменеи назвал авиаудары «геноцидом».
Бомбардировки, о которых говорили иранские политики, проводятся коалицией арабских государств во главе с Саудовской Аравией при логистической поддержке Соединенных Штатов. И если воздушные атаки смогли помочь защитникам Адена, на других фронтах остановить наступление хоуситов не удалось: сообщается, что силы «Ансар Алла» при поддержке соединений, лояльных бывшему президенту Йемена Али Абдалле Салеху, вчера заняли Атак, административный центр провинции Шабва в центральной части страны. Характерно, что Шабву населяют в основном сунниты – город известен как вотчина племени аль-Авлаки.
Именно здесь родился бывший лидер «Аль-Каиды» на Аравийском полуострове» (АКАП) Анвар аль-Авлаки, убитый в 2011 году ударом американского беспилотника. Захват Атака приближает повстанцев к самой желанной цели – порту и терминалу сжиженного природного газа Балхаф. Овладение этим объектом позволит повстанцам получить доступ к постоянному источнику доходов.
Между тем не дремлет и АКАП – террористы взяли под контроль один из городов в центре страны. Боевики под предводительством местного командира Мамура аль-Хакема захватили город, из которого хоуситские силы ушли без боя. «Аль-Каида» назначила награду за бывшего президента Йемена Салеха и лидера хоуситов Абдула-Малика аль-Хоуси.
Иран развернул активную внешнеполитическую деятельность – помимо президента Хасана Рухани по вопросу йеменского кризиса высказался и министр иностранных дел Исламской Республики Мохаммад Джавад Зариф. Он прибыл с визитом в Пакистан, чтобы поделиться своим видением проблемы. «Нам надо работать вместе для выработки политического решения», – высказал свою позицию министр. Визит случился в подходящее время – арабская коалиция обратилась к Исламабаду с просьбой предоставить военную помощь для проведения операции против хоуситов.
Зариф призвал Пакистан дать саудовцам отрицательный ответ и предложил четырехступенчатый план по урегулированию конфликта. По его мнению, необходимо добиться перемирия, доставить нуждающимся гуманитарную помощь и склонить стороны к диалогу. Финалом этих усилий должно стать формирование правительства национального единства, опирающегося на широкие слои населения. С подобными предложениями помимо пакистанцев Иран обратился к Турции и Оману. Пакистанские парламентарии обсуждали возможность вмешательства несколько дней и по состоянию на четверг не приняли решения. Стоит отметить, что все выступавшие высказались против помощи саудовцам.
Министр иностранных дел Пакистана Сартадж Азиз холодно отозвался об иранской идее немедленного перемирия – по его словам, это сыграет на руку хоуситам, которые и так контролируют значительную часть страны. Он призвал к «комплексному решению, позволяющему стимулировать диалог внутри Йемена, чтобы создать возможность заключения взаимоприемлемого соглашения». В это время премьер-министр Наваз Шариф предложил Ирану принять участие в переговорах о безопасности на всем Аравийском полуострове.
Что касается Турции, то президент Реджеп Тайип Эрдоган после визита в Иран позавчера не делал заявлений касательно Йемена, однако днем позже предостерег мусульман, что нынешние конфликты между суннитами и шиитами могут разрушить исламский мир. «Ставя одно течение выше другого, вы разрушаете умму (исламское сообщество. – «НГ»)», – заявил турецкий лидер.
Попытки Ирана усилить влияние на Аравийском полуострове понятны, как и желание США противодействовать этому. Однако заведующая сектором Ирана Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Нина Мамедова в беседе с «НГ» сказала, что чрезмерное давление Соединенных Штатов может быть опасным. «Для США и для России, безусловно, полезно сохранение баланса сил и равновесия на Ближнем Востоке. Но если активное давление начнется сейчас, сразу после заключения предварительного соглашения по ядерной программе, то велик риск срыва договоренностей», – сказала эксперт. Она считает, что хоть сделка по иранскому атому и была преподнесена как победа дипломатии Исламской Республики, консервативные деятели внутри страны, в частности председатель меджлиса Али Лариджани, предупреждали, что нельзя идти на уступки США. По его мнению, за любой уступкой последует требование о предоставлении новых преференций. «Сейчас оказывать чрезмерное влияние на Тегеран непродуктивно, это даст повод иранскому парламенту поставить под сомнение все договоренности», – подвела итог Мамедова.