Государственные корпорации КНР скоро преобразуются в акционерные общества. Фото Reuters
C госслужбы – в предприниматели. Такой выбор сделали многие члены КПК, занимавшие видные административные посты. Западные СМИ связывают это с боязнью стать жертвой антикоррупционной кампании, которая вступила в новую фазу. Дело бывшего шефа внутренней безопасности страны, а ранее главы нефтегазовой корпорации Чжоу Юнкана передано в суд. Но, по мнению эксперта, госслужащие учитывают, что Пекин планирует увеличить роль рынка в экономике. Работа в частных фирмах сулит более высокие заработки.
Китайский журнал «Экономический наблюдатель» пишет, что за последние два года в Китае поднялась волна отставок видных чиновников. Они покидают насиженные места на государственной службе и поступают на работу в частные фирмы. Примером может служить заместитель директора бюро Государственного комитета по национальному развитию и реформе Сюэ Цян. Он перешел на работу в пекинское отделение международной юридической фирмы Jones Day.
И этот случай не единичный. С января по июнь прошлого года 20 чиновников, в том числе заместители начальников департаментов, ушли из государственного учреждения, имеющего статус министерства. Такой же процесс наблюдается и в комиссии правительства, регулирующей ценные бумаги.
Газеты в Гонконге, где пресса в значительной степени независима от Пекина, объясняют исход чиновников боязнью попасть под дамоклов меч антикоррупционной кампании, которая вступила в новую фазу. Ведь «дело Чжоу Юнкана», бывшего члена постоянного комитета политбюро, а ранее главы могущественной государственной нефтегазовой корпорации, передано в суд. Кроме того, госслужба теряет свои преимущества, поскольку генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин постепенно ликвидирует привилегии, которыми пользуются чиновники.
Но ученые китайских университетов утверждают, что чиновники получают более высокую зарплату в частных фирмах. Так что перемещения имеют чисто финансовую подоплеку. На планы видных специалистов, состоящих на госслужбе, влияет и то, что правительство собирается перевести ряд гигантских государственных корпораций в разряд акционерных обществ.
В беседе с «НГ» заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев также отметил, что уход чиновников не связан с антикоррупционной кампанией. «Да, есть руководители, которые готовы, наверное, использовать свой опыт и связи в частной экономике. Но ведь сама Коммунистическая партия неоднократно говорила в своих документах о необходимости увеличить роль рынка как регулирующего инструмента в социально-экономической жизни. Говорится о необходимости углублять реформы. В этом смысле никакого противоречия тут нет».
В США люди, работавшие в администрации президента несколько лет, могут уйти и возглавить частную корпорацию. В Китае очень внимательно изучают американский опыт. Но в Китае общественное мнение смотрит на поведение должностных лиц под другим углом. Дело в том, что почти все семьи высокопоставленных руководителей связаны с бизнесом, возглавляют компании.
«Часть граждан этим недовольна. Они считают, что неоправданные преимущества предоставляются детям старых революционеров или руководителей государства. Это не совсем справедливо. Так что переход, скажем, с министерской должности в частный сектор – пока редкость», – считает эксперт. Чаще мы видим, что дети высших начальников занимаются разными коммерческими проектами.
Касаясь предстоящего суда над Чжоу Юнканом, Карнеев сказал: «Как все кончится, можно предсказать. Ответ на вопрос, виновен или не виновен, уже известен. Остается гадать: что будет конкретно вменено, как будет проходить процесс. Можно вспомнить процесс над членом политбюро Бо Силаем. Но его обвиняли только в коррупции. А на этот раз речь идет и о политической деятельности, выдаче государственной тайны».
По словам эксперта, в Китае нет независимой судебной власти. Они сами говорят, что у них нет принципа независимости трех властей – исполнительной, судебной и законодательной. Всем руководит Коммунистическая партия. Значит, вряд ли можно ожидать, что суд не согласится с теми обвинениями, которые будут предъявлены.
«Во время суда над Бо Силаем в Интернет выкладывались фрагменты суда. Но не в прямом эфире, а в записи. Можно думать, что и этот процесс будет резонансным, какие-то фрагменты будут выкладываться в Интернет. Можно гадать: Чжоу Юнкан будет во всем раскаиваться или вести себя, как Бо Силай. Тот поразил общественность тем, что в отличие от обычных коррупционеров хорошо выглядел, в белой рубашке, уверенным голосом опровергал все обвинения. До сих пор у многих в Китае сохраняется впечатление, что он как бы был осужден не за коррупцию, а за то, что выступал с левой позиции, не соглашался с генеральной линией».
Тут есть интрига. Какую тактику выберет обвиняемый? В Интернете идут споры и о том, каков будет приговор – высшая мера или более мягкое наказание. Понятно, что решение принимается не судьей, а на самом верху, заключил эксперт.