Фото Reuters
Группировка «Исламское государство» (ИГ) захватила более 90% лагеря палестинских беженцев Ярмук и теперь может закрепиться в Дамаске. По мнению экспертов, это признак не столько силы, сколько истощения джихадистов. Боевики теряют территории в Сирии и Ираке и нанесли отчаянный удар по уязвимой палестинской общине.
Вчера продолжались завязавшиеся 1 апреля ожесточенные бои, сопровождающиеся артиллерийским огнем, между ИГ и палестинскими военизированными формированиями «Акнаф Бейт аль-Макдис» и ХАМАС за лагерь Ярмук на юге сирийской столицы. В этом штурме ИГ неожиданно для наблюдателей выступает в связке с враждебной группировкой «Джебхат ан-Нусра», филиалом «Аль-Каиды». Таким образом, джихадисты получили реальный шанс закрепиться в месте, которое расположено в непосредственной близости от официальных сирийских властей и едва ли будет подвергаться авиаударам международной коалиции.
Палестинские беженцы проживают в Ярмуке, «столице палестинской диаспоры», с 1957 года. Изначально там находилось 160 тыс. человек, многие из них бежали, в основном в Ливан, в конце 2012 года, когда начались столкновения между про- и антиасадовскими палестинскими отрядами. Сирийская армия около двух лет проводит блокаду и бомбардировки лагеря, воюя против оппозиционных сирийских и палестинских формирований. В Ярмуке остается до 18 тыс. человек, включая большое число детей, там сложилась крайне бедственная гуманитарная ситуация, царят голод и болезни. Люди, попавшие в западню, вынуждены перебегать по лагерю, спасаясь от джихадистов.
О том, что ИГ контролирует свыше 90% лагеря, сообщил Сирийский наблюдательный совет по правам человека (Лондон). Представитель Организации освобождения Палестины в Сирии Анвар Абдул-Хади в воскресенье распространил информацию, согласно которой в пятницу и субботу из Ярмука удалось эвакуировать 2 тыс. человек.
Эксперты, впрочем, не спешат с выводом о том, что ИГ в шаге от серьезного стратегического успеха. Напротив, по их мнению, важнее обратить внимание на утрату группировкой территорий в Ираке, а также на севере и востоке Сирии, где она зародилась. На этом фоне боевики предприняли отчаянный шаг – нанесли удар по одной из самых уязвимых сирийских общин. Поступают сообщения о том, что в Ярмуке уже начались казни, включая пять обезглавливаний. Напомним, на прошлой неделе боевики ИГ были выбиты из иракского города Тикрита. После этого начали появляться свидетельства того, что шиитские отряды в Тикрите мародерствуют и казнят пленников без суда.
Премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади встретился с властями провинции Салах-эд-Дин, административным центром которой является Тикрит, и принял решение о том, что шиитские военизированные формирования должны покинуть город. В интервью немецкому журналу Spiegel он затронул тему того, кто составляет костяк ИГ – иракцы или иностранцы. По словам иракского лидера, около 57% боевиков ИГ – граждане Ирака, но они не так опасны, так как, когда армия освобождает города, просто разбегаются. Оставшиеся 43% – это иностранные боевики, и если они продолжат прибывать в таком количестве, ни одна армия в регионе не сможет с ними справиться.
Совершенно другую оценку дает Washington Post (WP). По информации издания, несмотря на то что ИГ обычно ассоциируется с боевиками-иностранцами, главную роль в структуре группировки играют экс-офицеры саддамовской армии. «По утверждению иракцев, сирийцев и экспертов, изучающих ИГ, несмотря на приток тысяч иностранных боевиков, почти все руководители «Исламского государства» – это бывшие иракские офицеры, включая членов военного комитета и спецслужбы группировки, а также ее эмиров и принцев», – пишет WP. Военный опыт баасистов – секрет успехов ИГ. Они продумывают тактику боевых действий группировки, но сами в них не участвуют.
Интересны свидетельства того, что саддамовцы вряд ли разделяют идеологию ИГ. «Вполне можно утверждать, что это тактический альянс, – полагает бывший член ИГ, чье имя не разглашается. – Многие из этих баасистов не заинтересованы в том, чтобы ИГ правило Ираком. Они сами хотят править Ираком. Многие из них смотрят на джихадистов с ленинистской точки зрения: мол, это полезные идиоты, которых мы можем использовать для прихода к власти». По другим данным, напротив, как раз джихадисты эксплуатируют баасистов. Кто-то, как эксперт аналитического центра New America Foundation Брайан Фишман, считает, что саддамовцы неизбежно переплавятся в экстремистов.