Фото Reuters
Токио обвиняет Пекин в том, что он пытается выдавить Японию с островов Сенкаку, и заявляет, что будет защищать свою землю. Об этом говорится в «Голубой книге» японского МИДа, отрывки из которой попали в СМИ. Эксперт не исключает, что в документе подвергается критике Россия за присоединение Крыма. Эту акцию японские политики экстраполируют на территориальный спор с РФ. В то же время Япония в связи с 70-летием окончания войны выразит сожаление за агрессию в Азии.
В распоряжение японского агентства Kyodo News попал проект «Голубой книги» МИД Японии за 2015 год. Как видно из этого документа, который должен быть официально представлен в правительство во вторник на следующей неделе, Токио видит главную угрозу для безопасности страны в политике Китая.
В книге утверждается, что Китай совершает «вторжения» в морское и воздушное пространство около островов Сенкаку (Дяоюйдао), которые находятся под управлением Токио. Япония решительно настроена на то, чтобы «защищать свой территориальный суверенитет, а также территориальные воды и воздушное пространство».
Критикуя Китай за активизацию действий его ВМС, проект обвиняет Пекин в том, что он стремится «изменить статус-кво в одностороннем порядке». В связи с этим Токио намерен укреплять военный альянс с США. Он остается «становым хребтом дипломатии и безопасности Японии».
Поскольку в нынешнем году отмечается 70-летие Победы над фашистской Германией и над милитаристской Японией, «Голубая книга» не обходит вниманием и эту тему. В документе говорится, что Япония выражает «глубокое раскаяние». Это означает, очевидно, признание вины за агрессию, а также то, что премьер-министр Синдзо Абэ без предубеждений оценивает события истории.
В беседе с «НГ» руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов сказал, что «Голубая книга» – действительно основополагающий документ японского МИДа. Она издается много лет. Там излагается официальная точка зрения японского правительства на международные проблемы и на то, как Япония должна выстраивать свою международную стратегию».
Касаясь японо-китайских противоречий, Кистанов отметил, что не только из этого документа, но и из публикаций СМИ, видных политологов видно, что в Токио считают Китай главной угрозой для безопасности Японии. По словам эксперта, «тут целый ряд моментов: и Сенкаку, и то, что Китай наращивает быстрыми темпами свою военную мощь, военные расходы. Они не прозрачны. А ВВС и ВМС Китая все дальше уходят в Тихий океан». Кроме того, в позапрошлом году Китай объявил так называемую опознавательную зону ПВО, которая накладывается на японскую зону.
«Правда, состоялась встреча Абэ с председателем КНР Си Цзиньпином в ноябре прошлого года на полях саммита АТЭС в Пекине. Были признаки потепления. Но основной тренд – это то, что толстый слой льда в японо-китайских отношениях сохраняется», – говорит Кистанов.
Именно в свете китайской угрозы сейчас пересматриваются основные направления японо-американского сотрудничества. Они будут опубликованы, вероятно, в апреле в связи с визитом Абэ в Вашингтон. Речь идет об усилении сотрудничества. Там будут отражены два новых момента: тезис о китайской угрозе и право Японии на коллективную самооборону. Это подразумевает взаимодействие с вооруженными силами США в любой точке мира.
Кистанов полагает, что в документе, вероятно, говорится о необходимости улучшать отношения с Россией. Но главная проблема – подписание мирного договора и в связи с этим решение проблемы «северных территорий» (Южных Курильских островов). «Я не исключаю, что там есть момент, отражающий позицию Японии по Украине, где, наверное, говорится о недопустимости нарушения территориальной целостности Украины с помощью силы. Япония это проецирует на свои проблемы «северных территорий». Японцы утверждают, что Россия применила военную силу для того, чтобы отторгнуть чужие территории», – заключил эксперт.
В Вашингтоне, как передало Voice of America, приветствуют курс Абэ на то, чтобы Япония могла участвовать в военных конфликтах за пределами ее территории. Там также выражают удовлетворение тем, что Япония, в отличие от таких союзников Америки, как Германия и Британия, проявила солидарность с позицией США и отказалась стать соучредителем Банка инфраструктурных инвестиций Азии, в котором роль хозяина будет играть Китай.