Фото Reuters
Согласно мнению специальной комиссии, сформированной в прошлом году по указанию американского конгресса, ФБР за годы после терактов 11 сентября 2001 года удалось внести весомый вклад в предотвращение новых атак и наладить координацию с коллегами из других ведомств. Однако спецслужба отстает в эффективном сборе и анализе данных своих информаторов. Ей необходимо усилить свои разведывательные возможности, нанять новых специалистов-переводчиков и уделять должное внимание обучению аналитиков.
Если говорить о конкретных примерах, ФБР ставят в вину отсутствие информаторов в делах о предполагаемой атаке на нью-йоркское метро в 2009 году и о предотвращенной попытке взрыва на Таймс-сквер годом позже. Мимо внимания сотрудников ведомства прошли и неоднократные бунтарские выходки одного из братьев Царнаевых в мечети.
Доклад, названный «ФБР: защита родины в XXI веке», оценивает изменения, внесенные спецслужбой в свою работу по следам рекомендаций Государственной комиссии по расследованию террористических атак против Соединенных Штатов. Эта комиссия была создана в конце 2002 года с целью проанализировать ошибки и промахи, позволившие террористам поразить цели на территории США. Она проработала около двух лет и предложила ФБР ряд глобальных реформ.
Отчет, представленный общественности сейчас, гораздо более оптимистичен: если в 2004 году только две трети аналитиков ведомства были признаны достаточно квалифицированными для работы в спецслужбе, то сейчас отмечается прогресс в области подготовки специалистов. Позитивно была оценена и работа с носителями иностранных языков, однако отмечена их нехватка за пределами крупных центров США. Крайне высоко авторы отозвались о возросшей координации различных спецслужб: если до 2001 года между ЦРУ и ФБР часто возникали трения и недопонимания относительно сфер деятельности, то после реформ их совместные действия стали более эффективными.
Что характерно, рекомендации комиссии совпадают с изменениями, которые в работу ведомства предлагал внести ее новый глава Джеймс Коми. Он возглавил спецслужбу в 2013 году и объявил о преобразовании самой сути ФБР: из правоохранительного органа оно должно превратиться в разведывательную структуру. Была создана должность управляющего, который работает над более активным использованием разведданных на всех уровнях работы.
Помимо прочего, Коми считает крайне важным повысить уровень аналитиков и укрепить их связи с полевыми агентами. «Аналитики должны иметь возможность подвергать сомнению предположения полевых агентов», – говорится в докладе.
«Думаю, сейчас самое время гордиться нашей работой, – заявил глава ФБР на пресс-конференции в Вашингтоне. – Группа самых именитых специалистов США исследовала наши успехи и сказала: «Вы провели отличную работу по трансформации вашего ведомства». Но они повторили и мои слова: «Отличную, но недостаточно хорошую».
Комиссия под руководством бывшего генпрокурора Эдвина Мизе, бывшего конгрессмена Тимоти Ремера и Брюса Хоффмана, профессора Джорджтаунского университета, отметила, что необходимые шаги уже предпринимаются спецслужбой, однако в 2015 году ведомству предстоит действовать во все более сложной и опасной среде, которая требует ускорения уже начатых преобразований. Авторы доклада тем не менее снимают с ФБР часть вины: по их словам, урезание финансирования значительно затормозило программы разведки и национальной безопасности.
«Контроль деятельности спецслужб со стороны конгресса и демократических органов власти – это хорошая американская традиция, берущая начало еще с 1970-х годов, когда речь шла о скандале «Иран-контрас», – сказал в беседе с «НГ» руководитель центра прикладных исследований Института США и Канады РАН, эксперт РСМД Павел Шариков. – Такой гражданский контроль играет большую роль в установлении постоянной подотчетности спецслужб обществу. Один из основных тезисов доклада, представленного после 11 сентября, состоял в том, что колоссально развитая система спецслужб совершенно не координировала работу друг с другом. Высказывались предположения, что объединение данных всех специальных ведомств могло бы позволить избежать тех терактов. Поэтому постоянный анализ их работы и, в частности, введенная после одного из докладов должность директора Национальной разведки, которую сейчас занимает Джеймс Клэппер, позитивно сказываются на совместной работе американских спецслужб».