После переговоров Обама и Гани ответили на вопросы журналистов. Фото Reuters
Результатом визита президента Ашрафа Гани в США стало объявление Бараком Обамой о замедлении вывода американских войск из Афганистана. Глава Белого дома заявил, что это позволит афганским силам безопасности лучше подготовиться к борьбе с боевиками. Новости из Вашингтона ставят под угрозу возможность мирных переговоров талибов с афганским правительством.
В ответ на личную просьбу Гани – повременить с выводом войск – Обама согласился сохранить военный контингент в Афганистане в количестве 9,8 тыс. человек до конца 2015 года. «Мы должны быть уверены, что делаем все от нас зависящее, чтобы помочь афганским силам безопасности», – сказал президент США, перепутав при этом фамилии бывшего и действующего президентов Афганистана. Гани старался не обращать внимания на то, что его несколько раз назвали Карзаем.
Он объяснил свою просьбу тем, что новому правительству необходимо время для проведения капитальных преобразований, чтобы предотвратить превращение Афганистана в «плацдарм для глобального терроризма», который угрожает всему миру. «Мы уверены, что такой подход со временем даст результат», – пояснил Гани. В среду он выступил перед сенатом и палатой представителей конгресса США, а сегодня проведет переговоры с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном.
Несмотря на замедление процесса вывода войск, Обама дал понять, что к началу 2017 года американские военные в основном покинут Афганистан. Там планируется оставить около 1 тыс. солдат, целью которых будет обучение афганских коллег и выполнение спецопераций по борьбе с боевиками. «Афганистан – по-прежнему опасное место, – сказал американский президент. – Афганские силы безопасности должны поддерживать закон и порядок и обеспечить безопасность в стране, но этого не произойдет, пока они полагаются на иностранные силы».
В свою очередь, представитель администрации США сообщил New York Times, что «для дальнейшего проведения контртеррористических операций в стране ЦРУ необходимо минимум 10 тыс. солдат». Командующий коалиционными силами в Афганистане генерал Джон Кэмпбелл предупредил, что дальнейшее сокращение войск заставит закрыть базы в Кандагаре и в Джелалабаде, где в ближайшее время ожидается активизация боевиков.
«Решение о продлении присутствия американских войск в Афганистане закономерно. Позитивное отношение Гани к политике США вынужденное, но продуманное. Так как в случае полного вывода иностранного контингента из страны там активизируются исламисты разных мастей – талибы, «Исламское государство», «Исламское движение Узбекистана» и др., – пояснил в беседе с «НГ» специальный представитель Российского союза ветеранов Афганистана Вячеслав Некрасов. – Но, с другой стороны, приходится признать, что за 13 лет нахождения иностранных войск ситуация не изменилась к лучшему. Сейчас эпицентр активных боевых действий смещается к северу страны, что тревожит и Россию, так как главными базами подготовки афганских боевиков становятся Таджикистан, Киргизия, Туркмения и Узбекистан».
Естественно, рано или поздно войска должны будут полностью покинуть Афганистан. Но, судя по затратам США на военную кампанию (ранее конгресс США называл сумму свыше 1 трлн долл.), это произойдет не скоро. Некрасов считает, что проблемы Афганистана нужно решать прежде всего экономическим путем: тогда количество сочувствующих «Талибану» уменьшится в десятки раз. «Когда американцы собирались вводить войска в Афганистан, они провели большое количество консультаций, в том числе и с российскими экспертами, которые советовали им начинать стабилизацию ситуации с экономических мер», – сказал Некрасов.
И Обама, и Гани подчеркнули, что мир в Афганистане наступит только после политического соглашения с талибами. В последнее время Гани удалось найти точки соприкосновения с талибами, но результаты его визита в США снова угрожают процессу наведения мостов. Вчера талибы заявили о своем недовольстве решением Обамы замедлить вывод войск из Афганистана. «Этот шаг – удар по перспективам мирного урегулирования», – заявил представитель талибов Забихулла Муджахид.
«Движение «Талибан» и их сторонники составляют значительную долю населения Афганистана, уничтожить их невозможно. Путь для переговоров должен быть открыт. Прежний президент Хамид Карзай, как и Гани, был сторонником переговоров с талибами, но те не считали его своим партнером и называли заокеанской марионеткой. С «Талибаном» нужно говорить с позиции разума и силы, которую уважают на Востоке», – считает Некрасов.