Фото Reuters
На юге Франции, в сотне километров от Ниццы, в Альпах, 24 марта произошла крупная авиакатастрофа. Самолет авиакомпании Germanwings Airbus A-320 потерпел катастрофу. Склон ущелья буквально усыпан обломками самолета размером не более одного кв. метра.
Лайнер Airbus A-320, выполнявший рейс 4U 9525 из Барселоны в Дюссельдорф, исчез с экранов радаров недалеко от столицы Испании. Через 52 минуты после взлета в 09:47 (GMT) самолет начал снижаться с набранной высоты в 10 км. Диспетчерская служба заметила это снижение и, не получив с борта самолета никаких сведений, объявила тревогу. Данные об отсутствии или наличии передачи с борта самолета разнятся, но последние данные говорят о том, что сообщений все же не было. Самолет пролетал над крупным аэропортом «Марсель-Прованс», где сообщили, что посадка этого лайнера там не планировалась. Снижение шло около восьми минут, после чего самолет столкнулся с горой на высоте 1500 метров. Трагедия произошла во Французских Альпах, недалеко от города Барселонетт, примерно в 100 км. от Ниццы. О том, что произошло на борту самолета, станет понятно после расшифровки черных ящиков, один из которых уже обнаружен. "Найденный один из двух регистраторов является бортовым самописцем категории CVR, то есть записывавшим как переговоры пилотов между собой, так и с авиадиспетчерами. Также он фиксирует все шумы в кабине пилотов, что важно для расследования", - сообщил СМИ эксперт Жерар Фельтзер. Это же подтвердил и авиаэксперт Жан Серра.
По последним сведениям на борту разбившегося лайнера находились 144 пассажира, в том числе два младенца, и 6 членов экипажа – двое пилотов и четверо стюардов и стюардесс. По информации французских СМИ, на борту разбившегося лайнера находились 16 немецких школьников. Они возвращались домой из Испании после завершения программы учебных обменов. Среди пассажиров были, в основном, граждане Германии и Испании. 39 пассажиров имели турецкие фамилии, однако они вполне могли быть гражданами Германии. МВД Турции вообще заявило, что на борту был только один гражданин Турции, отозвав предыдущее заявление. Полный список пассажиров пока не публикуется, чтобы не привлекать лишнего внимания к родственникам погибших.
Склон ущелья буквально усыпан обломками самолета
размером не более одного кв. метра. Фото Reuters |
Первыми на место трагедии через три часа после крушения прибыли местные жандармы. Самолет упал в труднодоступной местности, поэтому спасателям потребовалось время, чтобы оказаться не месте катастрофы. Сначала ни один вертолет не мог приземлиться в точке крушения, и спасатели спускались на тросах. Позже вертолетам все же удалось найти место для посадки. Размеры самого крупного обломка самолета не превышают одного квадратного метра. Об этом сообщили представители французской жандармерии с места падения самолета. По их данным, зона разброса обломков не превышает 10 гектаров. Французские авиационные эксперты считают, что эти обстоятельства указывает на то, что самолет не взорвался в воздухе, а на большой скорости врезался в склон горы. В настоящее время в населенных пунктах, прилегающих к зоне падения, расположенной высоко в горах, находится 300-400 французских спасателей и экспертов.
Путь следования рейса 4U 9525 до момента крушения
Схема Reuters |
Обломки разбившегося А-320 рассеяны по склонам небольшого ущелья. Об этом сообщил телеканалу BFM местный инструктор по горному туризму, который помогал доставить экспертов и жандармов на подступы к месту крушения лайнера и видел его в бинокль. Эта данные подтвердил телеканалу Кристиан Кастанье, депутат Национального собрания от департамента Альпы Верхнего Прованса. Он в числе других облетел место крушения на вертолете. "Это очень узкое ущелье. Зона разброса обломков небольшая - примерно 300 на 400 метров. Самолет, судя по всему, врезался в гору на большой скорости, так как видно, что земля усеяна даже не обломками, а мелкими осколками", - уточнил он. Жандармы намерены оставаться там целую ночь, охраняя зону падения самолета. "Они находятся в весьма сложной ситуации - начинает идти снег и местность настолько сильно пересеченная, что для перемещения им приходится использовать такое же снаряжение, как на поверхности ледника", - сообщили в жандармерии.
Спасатели сообщили о том, что фрагменты тел и обломки не обожжены, что также позволяет предположить, что взрыва на борту самолета не было. Ближе к ночи на место трагедии началами прибывать медицинские эксперты и патологоанатомы. Операция по сбору обломков и тел погибших может занять несколько дней ввиду сложности работы в труднодоступной местности.
Одним из первых официально о крушении самолета сообщил президент Франции Франсуа Олланд, который встречал короля Испании Фелипе VI, прибывшего с официальным визитом. По обоюдному согласию визит был отменен, главы Франции и Испании выступили с краткими заявлениями.
Руководство авиакомпании Germanwings вскоре после трагедии провело пресс-конференцию, на которой, в частности, было сказано, что командир воздушного судна налетал около 6000 часов. Генеральный директор Germanwings Оливер Вагнер выразил соболезнования всем родственникам погибших. Точно установить гражданство пассажиров возможно будет гораздо позже, но речь может идти о 67 гражданах Германии. Он не подтвердил сообщения о том, что с борта самолета не поступал сигнал тревоги. О.Вагнер отметил, что самолет прошел летом 2013 года плановую проверку. Директор Germanwings призвал журналистов не пускаться в спекуляции и подождать результатов поисков и расследования.
Глава МВД Франции Бернар Казнев позже сообщил прессе, что к поисковым работам подключены военные. «Мы не скупимся на средства для реализации всех необходимых работ. Расследование будет проведено силами всех необходимых специалистов. Возбуждено уголовное дело по факту крушения самолета. Я призываю всех не впадать в спекуляции и уважать чувства родственников погибших. На данный момент мы не нашли выживших в этой авиакатастрофе. Мы, конечно, надеемся еще кого-то найти, но вероятность успеха очень мала. В настоящее время организуется прибытие во Францию родственников погибших», - сказал министр.
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) направил телеграммы главам дипломатических миссий Германии, Испании и Франции с предложением помощи в расследовании причин катастрофы самолета A320 авиакомпании Germanwings на юге Франции. Об этом говорится в сообщении на сайте комитета. "Учитывая международную практику и имеющиеся соглашения в области расследования авиационных происшествий, Межгосударственный авиационный комитет выразил готовность оказать, в случае необходимости, техническую помощь в расследовании причин катастрофы", - говорится в сообщении.
Исполнительный директор Lufthansa Карстен Шпор написал в своем Twitter-эккаунте, что это "черный день" для авиакомпании. "Мы пока не знаем, что случилось с рейсом 4U 9525. Мои глубочайшие соболезнования родным и близким пассажиров и членов экипажа".
Борт Germanwings Aibus A-320 D-AIPX в аэропорте Берлина
29 марта 2014 года. Фото Reuters/Jan Seba |
Авиакомпания Germanwings летает с 2002 года и на настоящий момент является дочерней бюджетной компанией Lufthansa. Парк самолетов составляют в основном самолеты Airbus A-319 и A-320, которые выполняют короткие и средние рейсы по Германии и Европе. За все время своего существования с лайнерами Germanwings серьезных авиапроисшествий не происходило. Вообще немецкие авиакомпании считаются одними из самых надежных в мире.
Разбившийся борт Aibus A-320 D-AIPX не был новым (построен в 1991 году), но находился, по заявлениям официальных лиц, в надлежащем состоянии. Первоначально он эксплуатировался компанией Lufthansa, а затем был направлен лоукостеру Germanwings. В общей сложности его налет равен 58,3 тыс. часов. На самолете были установлены двигатели CFM 56-5А1. Никаких технических проблем выявлено не было, в том числе и во время последнего осмотра 23 марта.