Реджеп Тайип Эрдоган (слева) высказал Бюленту Арынчу недовольство тем, что курдский вопрос решается без участия президента. Фото Reuters
Между президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и вице-премьером Бюлентом Арынчем возникла размолвка, которая касается мирного урегулирования курдской проблемы. Арынч выразил недовольство чересчур эмоциональными высказываниями президента по поводу диалога Анкары и курдской диаспоры: по его мнению, глава государства мешает проведению правительственной политики в этом непростом вопросе. Наблюдатели считают, что турецкий президент выходит за рамки своих полномочий.
Заместитель турецкого премьера потребовал, чтобы Эрдоган «прекратил вмешательство» в деятельность кабинета министров, позволил ему проводить политику без «собственных эмоциональных взглядов». «Его (Эрдогана. – «НГ») заявления вроде «Мне это не нравится» или «Я не в восторге от этого» эмоциональны, и это его собственные взгляды, – подчеркнул он. – Процессом перемирия с курдами занимается правительство, и именно правительство несет ответственность за этот вопрос».
Арынч добавил: «Мы любим нашего президента, знаем его сильные стороны, ценим его заслуги. Но не забывайте, что в каждой стране есть правительство». Замечания вице-премьера были восприняты как суровый упрек в адрес президента. Лондонская Guardian делает вывод, что спор Эрдогана и Арынча – это не рядовая перепалка, а отражение кризиса 12-летнего правления Партии справедливости и развития (ПСР). Напряжение в отношениях между президентом и правительством стало нарастать с тех пор, как Эрдоган занял пост главы государства в августе 2014 года – после того как более 10 лет находился на посту премьера.
Спор между Эрдоганом и Арынчем возник из-за плана правительства по созданию комиссии, которая должна была наблюдать за процессом мирного урегулирования многолетнего конфликта с Рабочей партией Курдистана (РПК). Эрдоган отнесся к идее критически, настаивая на том, что эту функцию должны выполнять турецкие спецслужбы. И даже гневно высказался по этому поводу в ходе публичного выступления во дворце «Долмабахче» – резиденции премьер-министра в Стамбуле. 28 февраля там состоялась встреча Эрдогана с заместителем премьер-министра Турции Ялчином Акдоганом и курдскими законодателями. Тогда сопредседатель курдской Партии демократии народов (ПДН) Сырры Сюрейия Ондер зачитал послание лидера РПК Абдуллаха Оджалана, который призывал своих сторонников сложить оружие. «Я не считаю, что было правильным проводить эту встречу. В появлении там заместителя премьер-министра бок о бок с представителем парламентской фракции необходимости не было», – прокомментировал беседу в «Долмабахче» Эрдоган.
Оджалан с 1999 года отбывает пожизненное заключение на острове Имралы в Мраморном море. Несмотря на это, он не переставал оказывать влияние на отношения курдской диаспоры и турецких властей. В минувшую субботу лидер РПК обнародовал новое письменное выступление по случаю традиционного курдского Нового года. В нем он снова призвал к организации внеочередного конгресса РПК, посвященного разоружению и мирному урегулированию курдского вопроса. Противостояние курдов и Анкары длится около 30 лет и унесло более 40 тыс. жизней. Тогда Эрдоган отреагировал на заявление курдского оппозиционного лидера вполне доброжелательно, а сейчас проявил обеспокоенность.
Политолог и главный редактор интернет-портала Kurdistan.ru Владимир Макаренко отметил в беседе с «НГ», что в основе размолвки президента и вице-премьера лежит вопрос нео том, будет ли идти процесс мирного урегулирования между Анкарой и Рабочей партией Курдистана. Причина столкновения – в противоречии между официальными полномочиями президента и ролью, которую он сам хотел бы играть в решении курдской проблемы. «Сейчас Эрдоган, по сути, не должен вмешиваться в этот вопрос, потому что он стал номинальной политической фигурой. Но это не соответствует его реальному политическому весу. Кто должен задавать тон в урегулировании этого вопроса: президент или члены правительства, которые им вплотную занимаются? Эрдоган считает, что он. Де-факто он является лидером и постоянно выходит за рамки своих полномочий», – пояснил эксперт.
Макаренко уточнил, что позиция Эрдогана по отношению к курдской проблеме является более жесткой, чем у правительственных лидеров. Президент считает, что курдам следует удовлетвориться культурной автономией, в частности правами, которые касаются языка и СМИ. «Эрдоган не хотел бы, чтобы курдская идентичность получила дополнительные политические аспекты, – подчеркнул эксперт. – Президента беспокоит, что члены правительства будут действовать в ходе решения данного вопроса мягче, чем он рассчитывал. Он ощущает себя хозяином и не склонен допускать, чтобы кто-то выходил за рамки предписанных им установок. Но это не значит, что у других турецких политиков не может быть собственных амбиций».