Пути двух американок – посла Кэролайн Кеннеди (слева) и первой леди Мишель Обамы – пересеклись на приеме у главы правительства Японии Синдзо Абэ. Фото Reuters
Власти Токио проводят расследование по факту анонимных телефонных угроз расправы, поступивших в адрес посла США в Японии Кэролайн Кеннеди и генерального консула США на Окинаве Альфреда Маглеби. История получила широкую огласку на фоне визита в страну видных американских политических деятелей и супруги президента США Мишель Обамы. Эксперты полагают, что инциденты могут быть связаны с широким военным присутствием США на Окинаве и претензиями жителей этого острова к центральным властям страны.
Мишель Обама в среду прибыла в Японию с пятидневным визитом с целью обратить внимание общества на свою образовательную инициативу, посвященную важности обучения для девочек. Ее визит совпал по времени с другим знаковым публичным мероприятием с участием представителей американского истеблишмента: посол Кэролайн Кеннеди и бывший президент США Билл Клинтон совместно с японским премьером Синдзо Абэ приняли участие в токийском симпозиуме, на котором обсуждается наследие Джона Кеннеди, экс-президента США и отца нынешнего американского посла. Фигура Джона Кеннеди очень уважаема в японском обществе.
«Мы очень серьезно относимся к угрозам, поступающим в адрес американских дипломатов, – заявила Джен Псаки, официальный представитель Госдепартамента США. – Для защиты наших сотрудников мы предпринимаем все необходимые меры. Мы тесно взаимодействуем с японским правительством, но подробно комментировать угрозы или предпринимаемые нами шаги не можем».
По данным японских СМИ, в феврале англоговорящий мужчина позвонил в американское посольство и произнес фразу: «Я убью посла Кеннеди». Представители посольства и японские правоохранители от комментариев воздерживаются. Аналогичные угрозы поступали и в адрес Альфреда Маглеби – генерального консула США на Окинаве, являющейся главным центром американского военного присуствия в регионе. Жители острова недовольны скоплением большого числа иностранных солдат на своей территории, они обвиняют их в росте преступности, ухудшении экологической и транспортной ситуации. Соглашение о частичном переводе контингента с Окинавы было достигнуто в 2012 году, однако на острове все еще остается значительное число американских военнослужащих.
Основные претензии местного населения вызывает военная база «Футенма», расположенная в городе Гинован внутри плотной жилой застройки. Разговоры о переводе базы ведутся уже почти 20 лет, но дело до сих пор не сдвинулось с мертвой точки. Первоначальные планы предполагали размещение военной инфраструктуры в другой части острова, однако они вызвали вопросы у местных экологов. Более того, местные жители всегда были сторонниками вывода базы за пределы Окинавы. Вопрос «Футенмы» даже стоил премьерского кресла Юкио Хатояме – Демократическая партия Японии под его руководством победила на выборах в 2009 году, обещая в том числе перенести военную базу в другую часть страны. Сделать это премьеру не удалось, и спустя всего восемь месяцев после избрания Хатояма ушел в отставку. На сегодняшний день проект перевода базы вновь заморожен. Победивший на местных выборах губернатор Окинавы Такеши Онага – последовательный противник нахождения базы на территории острова, однако устраивающий все стороны проект ее вывода с Окинавы пока не разработан.
«Между Окинавой и основной частью Японии есть, безусловно, некое отчуждение, противостояние, – сказал в беседе с «НГ» Дмитрий Стрельцов, заведующий кафедрой востоковедения МГИМО (У) МИД РФ, эксперт Российского совета по международным делам. – Окинавцы считают себя ущемленными в правах, дискриминируемыми. Все их требования, касающиеся перевод американских баз, пока не удовлетворены, проблема «Футенмы» никуда не ушла. В отличие от остальной Японии, на последних выборах на Окинаве победила оппозиция, а в одном из одномандатных округов победил коммунист – это вообще редчайший случай. То есть оппозиция власти на территории острова действительно сильна. Поступившие угрозы, безусловно, могут быть связаны с этими событиями».
История с угрозами привлекла общественное внимание всего лишь через две недели после чрезвычайного происшествия с американским послом в Южной Корее: злоумышленник нанес Марку Липперту ножевые ранения лица и запястья, дипломат до сих восстанавливается после полученных травм.