Ашраф Гани надеется, что в стране все-таки установится мир. Фото Reuters
Афганский город Герат, что на западе страны, превращается в центр оппозиции. Ее лидером стал бывший моджахед Мохаммад Исмаил-хан, один из самых непримиримых критиков президента Ашрафа Гани. Тем временем на повестке дня вновь оказалась проблема переговоров Кабула с талибами. На фоне крайне сложного положения с безопасностью в стране США скорее всего замедлят уход из Афганистана.
По призыву Исмаил-хана тысячи людей вышли на демонстрацию в Герате, чтобы выразить недоверие центральным властям. «Прошло шесть месяцев, как к власти пришло новое правительство, но у него нет никаких достижений, – заявил Исмаил-хан. – Мы ожидали обещанных улучшений ситуации с безопасностью и безработицей, но этого не произошло».
Исмаил-хан принадлежал к числу полевых командиров, которые вели борьбу с советскими войсками и помогали США нейтрализовывать талибов. В бытность президентом Хамида Карзая он был министром водных ресурсов и энергетики. Возглавив оппозиционное движение, он заявил, что правительство не считается с инакомыслящими. Соратник Исмаил-хана депутат законодательного собрания Афганистана Абдул Расул Сайяф прямо обратился к властям с призывом прислушаться к оппозиции.
На прошедших в 2014 году президентских выборах Сайяф при поддержке Исмаил-хана набрал 7% голосов. Сейчас оба они делают ставку на разочарованность населения как в Гани, так и премьере Абдулле Абдулле, поскольку их цель – принуждение талибов к мирным переговорам – не достигнута. «Афганский народ хочет мира, – сказал Исмаил-хан. – Но я не считаю, что в нынешних условиях талибы войдут в состав афганского правительства».
По мнению же директора Центра изучения современного Афганистана Омара Нессара, правительство серьезно относится к оппозиционным движениям. «Исмаил-хан не первый, кто проявляет интерес к созданию дееспособного оппозиционного блока. Ранее бывший президент Хамид Карзай заявлял, что может возглавить оппозицию, куда войдет широкий круг политиков. После прошлогодних выборов, когда было создано правительство национального единства, системная оппозиция в лице Абдуллы Абдуллы фактически развалилась. Поэтому настало время для образования оппозиционного блока», – сказал он в беседе с «НГ».
Афганское руководство взвешивает дальнейшие шаги, направленные на урегулирование затянувшегося внутреннего конфликта. На повестке дня вновь оказалась проблема мирных переговоров с талибами. Гани считает, что необходимо убедить лидеров «Талибана» в тщетности усилий, направленных на захват власти в Афганистане. Выступая недавно перед журналистами в Кабуле, он выразил надежду на успешное продвижение мирных инициатив. «Наш подход является продуктивным. Мы надеемся на достижение положительных результатов на этом направлении, но мы не можем делать преждевременных заявлений», – отметил президент.
В этой связи заместитель постоянного представителя РФ при ООН Владимир Сафронков на заседании Совбеза по афганскому урегулированию, прошедшем в понедельник, напомнил: «Впереди – весенний период традиционной для боевиков эскалации обстановки. Афганским национальным силам безопасности предстоит выдержать серьезный экзамен на способность самостоятельно противостоять этой угрозе». Он отметил крайне сложное положение в области безопасности. «Обеспокоенность вызывает усиливающаяся активность боевиков, причем их жертвами становятся в основном мирные жители. Подтверждением такой негативной тенденции являются данные последнего доклада генсекретаря, согласно которым только в прошлом году конфликт унес жизни более 10 тыс. гражданских лиц», – подчеркнул Сафронков.
На этом фоне администрация США намерена отказаться от планов по сокращению количества американских войск в Афганистане до 5,5 тыс. человек к концу года. Ранее президент Барак Обама обещал, что выведет войска до окончания своего президентского срока в 2016 году. По словам сотрудников Белого дома, Обама обсудит новое решение с Гани во время визита последнего в Вашингтон во второй половине марта.
«Курс политики США по отношению к Афганистану в последние годы сопровождался постоянной неопределенностью. Так или иначе, Афганистан потеряет приоритет во внешней политике США. Но его место вполне может занять «Исламское государство», – подчеркнул Нессар. – Талибы понимают, что с появлением новых радикальных движений в регионе их позиции ослабнут. Поэтому часть лидеров талибов может либо войти во властные структуры, либо примкнуть к оппозиции, что приведет к расколу внутри движения».
Как сообщает Wall Street Journal, Гани надеялся провести переговоры с талибами до встречи с Обамой, но этого сделать не удалось. Однако неофициальные контакты афганского руководства с различными группами талибов налажены. Рассчитывает Гани и на Пакистан, где базируется руководство «Талибана». По словам одного из его членов, на талибов оказывается «некоторое давление» из Пакистана, подталкивающее на переговоры, но «мы не обязаны вступать в контакты».