Биньямин Нетаньяху обещает избирателям защиту от угрозы, которую он усматривает в ядерной программе Ирана. Фото Reuters
В Израиле сегодня проходят досрочные парламентские выборы. За места в кнессете 20-го созыва борются 26 партий. Ослабление позиций партии «Ликуд» в предвыборных опросах показывает, что недавняя речь премьера Биньямина Нетаньяху, которую он произнес в американском конгрессе против возможной ядерной сделки с Ираном, не произвела впечатления на избирателей, привыкших к таким предостережениям. Оппоненты же премьера сделали центральным пунктом своей кампании социально-экономическую проблематику.
Одна из местных газет заметила, что выборы – казалось бы, рутинное для демократических стран событие – всякий раз оборачиваются в Израиле маленькой революцией. Метафора достаточно точная, даже если речь идет о плановых выборах, не говоря уже о досрочных. Дело в том, что в Израиле давно не одерживают убедительной победы и не формируют правительства под себя две крупнейшие политические силы – «Ликуд» и «Авода». А побеждают, по сути, потенциальные (часто заранее согласованные, но до конца не оформленные) коалиции из лидирующей крупной и солидаризирующихся с ней мелких партий. Эти коалиции порой выстраиваются настолько странно, что говорить о единой предвыборной платформе не приходится.
Причиной нынешних досрочных выборов послужила причудливость состава предыдущей правительственной коалиции. В конце прошлого года премьер Нетаньяху обвинил группу своих министров (в частности, Ципи Ливни и Яира Лапида) в заговоре против правительства и чуть ли не в «путче». Уволенные из правоцентристского правительства министры ныне являют собой лидеров потенциальной левоцентристской коалиции: Ливни позиционируется как один из лидеров «Сионистского лагеря» (второй его лидер – глава партии «Авода» Ицхак Герцог, часто именуемый просто Бужи).
Избавившись от «путчистов» в правительстве, Нетаньяху пытался заменить их «попутчиками» из других мелких партий в кнессете, но безуспешно. Впрочем, в ноябре–декабре 2014 года перспектива досрочных выборов не представлялась лидеру «Ликуда» мрачной: проведенные на тот момент опросы прочили премьеру приоритет в формировании нового кабинета (около 22 мандатов, притом что следующей за «Ликудом» партии «Еврейский дом» – 17 мандатов, традиционному крупняку «Аводе» – 13, а партии Ливни – всего 4).
И вот она – первая предвыборная революция: проходит пара месяцев после решения о роспуске кнессета (8 декабря), и картина основательно меняется. Притом что напророченные «Ликуду» 22 мандата остаются таковыми, уже упомянутые основные соперники Нетаньяху рванули вперед. Это прежде всего левоцентристский «Сионистский лагерь», объединивший «Аводу» и «А-Тнуа» (Герцог–Ливни), которому последние опросы предсказывают до 26 мест в новом кнессете.
А вот и вторая мини-революция: ранее в основном разрозненные три арабские партии также впервые составили объединенный блок, которому опросы предрекают 13 мест в кнессете, что на одно место больше, чем вполне националистическому «Еврейскому дому». Третья мини-революция – отколовшийся от «Ликуда» Моше Кахлон создал под себя партию (умеренно правую «Кулану»), которой с ходу предсказывают 11 мест. Предвыборный пазл таким образом в короткие сроки сложился необычно, и весьма вероятно, что право как минимум на первую попытку сформировать правительство получит дуумвират Герцог–Ливни.
Каковы их шансы заручиться поддержкой минимум 61 будущего депутата? Прямо скажем – невелики, поскольку важными участниками коалиции в данном раскладе заведомо оказываются, по сути, правые партии «Кулану» и «Еврейский дом». Пойдут ли они на альянс с левоцентристами?
Другая интрига: не решится ли «Сионистский лагерь» предложить места в своем правительстве… депутатам от арабских партий? В 66-летней истории Израиля такого еще не случалось, поскольку рассматривалось как предательство «еврейского государства». Спасительный для «лагеря» вариант – попытаться собрать правых и левых в духе провозглашенного в ходе кампании лозунга «Только не Нетаньяху!». Настолько ли гибки лидеры упомянутых правых партий, чтобы только из-за «нелюбви к Биби» войти в правительство левых?
Шансы же Нетаньяху на формирование правительства даже во вторую очередь выглядят более предпочтительными. У него есть выглядящий устойчивым союзник – русскоязычная партия «Наш дом Израиль» Авигдора Либермана (ожидается около пяти мест). К тому же пойти на взаимные уступки с «Еврейским домом» и «Кулану», похоже, готовы и в «Ликуде». А это уже свыше полусотни мест. Плюс к этому, как обычно, относительно мелкие религиозные партии. Иными словами, вырисовывается коалиция правых без примеси левых, которая и взорвала предыдущее правительство.
Проблема, однако, в том, что в отличие от серии последних выборов приоритетными в повестке нынешних вырисовывается не вопрос безопасности, а проблематика социально-экономическая. В ней левоцентристы обычно чувствуют себя комфортнее, чем правые. Отсюда – громкие и весьма искусные демарши самого Биби. С одной стороны, он делает акцент на реальных достижениях своего правительства в социально-экономической сфере. Мы изменили лицо государства – построены сети шоссе и железных дорог, мы привели в Израиль газ, мы понизили налоги, мы открыли рынок для конкуренции в самых разных областях, повторяет он. А с другой – акцентирует тему внешней угрозы, в частности, со стороны ядерной программы Ирана. Нетаньяху прямо предлагает избирателю «выбор между правительством капитуляции во главе с Бужи и Ципи и правительством твердости и бескомпромиссности во главе со мной».
Оживить тему внешней угрозы Нетаньяху попытался недавно громким выступлением в конгрессе в связи с готовящимся международным соглашением по Ирану. Шаг неоднозначный, поскольку вызвал резкую критику со стороны администрации Барака Обамы и повысил градус напряжения в американо-израильских отношениях. Многие критикуют Биби за «углубившийся кризис между США и Израилем». Он же уверяет, что «70% конгрессменов на его стороне», а администрации США «приходят и уходят». Главное, по его словам, обеспечить «выживаемость Израиля» перед лицом иранской угрозы. Против него самого, утверждает Биби, уже и Госдеп «ведет кампанию дискредитации», в том числе в Израиле при участии бывшего советника Обамы Джереми Берда. Но премьер обещает быть твердым во имя интересов Израиля. Возможно, фактор внешней угрозы и сработает к выгоде «Ликуда» и Нетаньяху.