Джон Керри и Абдель Фаттах ас-Сиси обсудили растущую угрозу со стороны ИГ. Фото Reuters
Египет заручился многомиллиардными инвестициями зарубежных компаний и внешней финансовой помощью на завершившейся вчера трехдневной международной конференции в Шарм-эш-Шейхе. Она должна положить начало экономической перезагрузке страны, которая в течение четырех лет так и не оправилась от шока арабской весны. Помимо того что Каир получит крупные частные вливания, подкрепленную долларом политическую поддержку продемонстрировали традиционные союзники Египта – Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ. Наметились и определенные подвижки в позиции США.
Место для проведения конференции было выбрано не случайно. Шарм-эш-Шейх является центром производства природного газа и электроэнергии. Оба сектора в последние годы переживали сильную нехватку инвестиций, что привело к масштабному энергетическому кризису.
На помощь пришли иностранные компании, с которыми было подписано множество сделок. Так, Siemens вложит 4,2 млрд долл. в строительство электростанции мощностью 4,4 ГВт и установку в стране генераторов ветряной энергии мощностью 2 ГВт. Кроме того, немецкий гигант построит фабрику по производству составных частей ветряных турбин, что позволит создать до 1 тыс. рабочих мест. Британская British Gas инвестирует 4 млрд долл. в течение двух лет, а итальянская Eni – 5 млрд долл. в течение четырех-пяти лет. Компании Masdar (ОАЭ) и ACWA Power (Саудовская Аравия) подписали с Каиром меморандумы о строительстве электростанций стоимостью 15 млрд долл. Крупнейшей же сделкой стало соглашение с British Petroleum (BP), которая выделит 12 млрд долл. в рамках проекта «Дельта Западного Нила», предполагающего добычу газа и производство конденсата. Партнером BP выступает недавно перешедшая под контроль российских инвесторов (ранее немецкая) компания DEA. Проект должен удовлетворить до четверти потребностей Египта в энергоресурсах. Производство начнется в 2017 году.
Готовясь к мероприятию, Египет повысил свою инвестиционную привлекательность: сократил основную налоговую ставку для компаний и частных лиц с 25 до 22,5% и отменил дополнительный 5-процентный налог на доходы, которые превышают 133 тыс. долл. в год. Кроме того, Египет попытался впечатлить гостей масштабами своих начинаний. Так, было заявлено о планах строительства новой гигантской административной и деловой столицы страны к востоку от Каира. Причиной для этого служит перенаселенность Каира, где проживает 18 млн человек. Ожидается, что в 2050 году эта цифра составит 40 млн. В новую столицу переместится до 7 млн граждан, она раскинется на площади около 700 кв. км. Проект будет реализован при поддержке ОАЭ и позволит создать 1,5 млн рабочих мест.
На мероприятии присутствовали представители около 100 стран и международных организаций. В Шарм-эш-Шейхе побывал и глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев. По итогам встречи с египетским коллегой Муниром Фахри Абдель Нуром он заявил, что российские нефтяные компании планируют увеличить присутствие в проектах по добыче нефти на севере Египта. Уже сейчас российские компании добывают в Египте 20% нефти, а также представлены в таких секторах, как атомная, гидро- и тепловая энергетика. В Египте активно работает ЛУКОЙЛ, возможно, «Роснефть» также будет представлена в этой стране, предположил Улюкаев. Российские инвестиции в Египте набирают обороты, рассказал министр, в стране зарегистрировано порядка 400 предприятий с российским капиталом с общей суммой прямых инвестиций более 100 млн долл.
Помимо инвестиций от различных компаний Каиру удалось заручиться еще и финансовой поддержкой отдельных стран-союзниц. Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ обещали выделить по 4 млрд долл. на развитие различных секторов египетской экономики. А посетивший Шарм-эш-Шейх вместе с представителями компаний General Electric, Microsoft и Coca-Cola госсекретарь США Джон Керри отметил, что Вашингтон не только уверен в огромном коммерческом потенциале Египта, но и «очень скоро» примет решение о размораживании военной помощи Каиру в размере 650 млн долл. (она предполагает, в частности, поставки истребителей F16).
Готовящееся решение объясняется тем, что США хотят поддержать Египет в его интенсивной борьбе с джихадистами. Именно по этой причине Каиру уже были предоставлены вертолеты Apache. Трудности администрации связаны с тем, что конгресс и правозащитники оказывают давление на Барака Обаму, который, по их мнению, не должен помогать Египту, пока тот не продемонстрирует шагов, направленных на улучшение ситуации с демократией и правами человека.
Чтобы обеспечить широкую международную поддержку Каира, президент Абдель Фаттах ас-Сиси и его арабские союзники сделали упор на роли АРЕ в войне против группировки «Исламское государство», так как именно она представляет наибольшую угрозу для всего региона. Вот почему основным посылом ас-Сиси, который выступил перед полуторатысячной аудиторией, стал тезис о том, что инвестиции в Египет позволят стабилизировать весь регион. По мнению профессора политологии Каирского университета Мустафы Камеля ас-Сайеда, «если бы не политический аспект, мы вряд ли стали бы свидетелями того энтузиазма, который был проявлен некоторыми представителями арабских и западных государств. Даже Китай и Россия поддерживают Египет по той же причине. Что касается компаний, то у них свои экономические расчеты, но, безусловно, они находятся под влиянием политического курса правительства».