Фото Reuters
Еще недавно наиболее вероятным сценарием гибели человечества считались нерациональное проедание невозобновляемых природных ресурсов и глобальный ядерный конфликт. Ныне таковым обычно признается ползучая деградация всей окружающей среды. Африканское «лоскутное поле конфликтов», внезапное возникновение группировки «Исламское государство», украинский кризис... Очевидно, все эти угрозы являются простым следствием банкротства идеи о том, что пресловутая власть над материей сама по себе приведет к всеобщему счастью. Рассуждая в терминах Арнольда Тойнби, можно сказать, что перед человечеством встал новый вызов – необходимость решения глобальных проблем, порожденных продолжающимся с начала эпохи Просвещения превалированием сугубо материалистических концепций развития человечества как в сфере социальной идеологии, так и в сфере социального бытия. От ответа на этот вызов зависит само существование цивилизации.
Да, «человек разумный» может овладеть творческой силой биофизических и биохимических процессов, как некогда овладел силами пара и атома. Но если человечество окажется неспособным использовать свое воздействие на эти силы для созидания, а не для разрушения жизни, то вероятность его исчезновения как биологического вида в скором будущем станет куда более высокой, чем во времена ракетного противостояния двух сверхдержав.
В этих условиях внушающей оптимизм новостью стало признание в прошлом году конгрессом США того (дотоле яростно отметавшегося) факта, что основной глобальной угрозой современности является вызванное антропогенными воздействиями общепланетарное негативное изменение условий жизни людей. Думается, что положительный эффект этого признания был бы еще большим, если бы американская администрация одновременно отказалась от провозглашения следующей по значимости угрозы роста международного влияния России и Китая. Еще более благоприятным трендом стало бы начало движения к пониманию того, что пресловутое «глобальное силовое лидерство» США (и Запада в целом) уже давно вызывает исключительно негативную реакцию у подавляющего (а вернее – у подавляемого такого рода лидерством) большинства людей (то есть более чем у 6 млрд человек). Ведь бесконечно противостоять чаяниям этого самого большинства никак не получится.
Строго говоря, именно игнорирование этой истины определенными кругами современной западной элиты, длительное доминирование примитивно упрощенческих политических, экономических и социальных воззрений и порождает такие острейшие проявления глобальных проблем. Причем нельзя сказать, что всего этого никто не предвидел. Очевидно, к примеру, что «доктрина Хантингтона» описывает и объясняет сегодняшнюю ситуацию куда лучше, чем «доктрина Бжезинского». Проблема, однако, состоит в том, что смена «победного шествия демократии» «столкновением цивилизаций» в рамках современного псевдоинтеллектуального мейнстрима считается не злом, а благом.
Вспоминается классическое оруэлловское: «Война – это мир! Мир – это война!» Выражаясь словами британских исследователей творчества знаменитого писателя, его книги расхваливали как сатиру на советский строй, замалчивая тот факт, что в еще большей степени они были сатирой на западное общество, которое уже тогда начало предавать забвению традиционное англо-американское присловье, гласящее: «Если что-то пошло не так, надо вернуться к тому состоянию, когда все шло нормально».
Представляется, что верным путем в поисках выхода из нынешнего кризиса глобального миропорядка может стать понимание того, что он принципиально несводим к противостоянию Запада и Востока, или «сил свободы» и «сил реакции». В реальности, как ни странно, имеет место классическая «революционная ситуация», только достигшая всемирного масштаба. Выражаясь словами Владимира Ленина, «глобальные верхи» «не могут сохранять свое господство в неизменном виде», «глобальные низы» (те самые 6/7 человечества) «не хотят жить по-старому» и при этом привлекаются «как всей обстановкой кризиса, так и самими верхами» к делу раздувания всепожирающего «мирового пожара». Сто лет назад раздуть его пламя по всей планете не вышло – но теперь весьма и весьма многие готовы вновь «создавать тягу», открыто провозглашая сиюминутную выгоду знаменем «войны всех против всех» и вновь призывая выбросить идеалы справедливости «на свалку истории».
Но, как известно, «не всякая революционная ситуация перерастает в революцию». Помянутая выше «тяга хаоса» может быть перекрыта искони присущей человечеству тягой к социальной справедливости. Строго говоря, история человечества убедительно показывает, что именно и только соединение справедливости и любви к людям дает возможность для избрания не революционного (разрушительного), а эволюционного (созидательного) пути социального развития. О чем, в частности, свидетельствуют вековой опыт англосаксонской и тысячелетний опыт китайской цивилизации. Равно как и почти 12 столетий нашего собственного опыта гашения смут и раздоров на основе «мира, любви и истины».
Но если это так, то не создает ли ход истории некое «окно возможностей» для объединения суперэтносов – носителей этого опыта – в рамках некоей новой «большой тройки»? Не настает ли пора для отказа от априорного восприятия роста силы России и Китая в качестве угрозы? Не стоит ли последним активировать «пробуждение сознания» рационально ориентированных слоев правящей элиты североамериканской супердержавы, заручившись поддержкой «глобального Юга»? И не поможет ли такому пробуждению непрестанное акцентирование внимания на том, что видные авторы доктрины «прогрессивного лидерства» (Збигнев Бжезинский, Жак Аттали и др.) считают вполне допустимой ценой пропагандируемой ими «борьбы за свободу мира» полное истощение сил и даже разрушение самих США? Не приходит ли время открыть глаза на то, что выигравших от раздувания «мирового пожара» не будет, а вот от его недопущения, напротив, выиграют абсолютно все?