Иракские солдаты и шиитские бойцы обстреливают позиции ИГ в пригороде Тикрита. Фото Reuters
В масштабной операции по освобождению стратегически важного иракского города Тикрит в провинции Салах-ад-Дин принимают активное участие иранские военные. На борьбу с «Исламским государством» (ИГ) Тегеран направил не только беспилотники и тяжелые вооружения, но и, по информации Wall Street Journal, бойцов Корпуса стражей исламской революции (КСИР).
Как пишет американская печать, Касем Сулеймани, глава бригады «Аль-Кудс», входящей в КСИР, консультирует иракских командиров. Иракские шиитские группировки, тесно связанные с Ираном, также участвуют в битве за Тикрит, родной город Саддама Хусейна, находящийся в 120 км к северу от Багдада. Взятие Тикрита приблизит войска к городу Мосулу, который считается штаб-квартирой ИГ в Ираке.
«Тикрит является важным стратегическим направлением и представляет собой ключ для освобождения самого Мосула», – сказал генерал Абдул Вахаб аль-Саиди, командующий операцией в Тикрите. Совместная операция Ирака и США по освобождению Мосула планируется в этом году.
По словам представителя Пентагона полковника Стива Уоррена, США не оказывают помощь в битве за Тикрит. «Мы полностью осведомлены об операции, но иракцы не обращались за нашей поддержкой, – отметил он. – Мы присутствуем в Ираке по просьбе его правительства и поможем ему, когда оно попросит». Однако полковник не прокомментировал участие Ирана в операции в отличие от директора Национальной разведки США Джеймса Клэппера, который заявил вчера в интервью телеканалу CBS «о значительной активности иранской стороны» в борьбе с ИГ на территории Ирака.
Наступление, начавшееся в понедельник, стало третьей попыткой иракских сил выбить боевиков из Тикрита, заявил премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади. Около 30 тыс. солдат принимают участие в сражении, половину из них составляют иракские военные, другую половину – шиитские группировки. Предыдущие попытки не увенчались успехом в основном из-за плохой координации между армией и шиитским ополчением.
Иракские чиновники уже заявили об освобождении деревни южнее Тикрита. Представители суннитских племен провинции Салах-ад-Дин сообщили о 2 тыс. добровольцев, готовых помочь правительственным войскам.
Продвижение шиитских сил в глубь суннитских территорий может усугубить межрелигиозный конфликт, способствующий разделению страны. Пентагон неоднократно предупреждал Иран, чтобы он действовал осторожно, помогая Ираку, во избежание гражданской войны.
«И Иран, и США имеют собственные интересы в регионе, но их объединяет общее желание разгромить ИГ. Иран остается в полной изоляции, рядом с главным шиитским государством растет суннитский «Халифат», кроме того, значительная часть талибов Афганистана и Пакистана заявила о своем альянсе с ним. США и Иран не могут признать того, что они действуют совместно, это невозможно по внутренним соображениям. На официальном уровне у них сохраняются острые разногласия, – сказал в беседе с «НГ» заслуженный деятель науки РФ Георгий Мирский. – В принципе появление иранских сухопутных войск в Ираке немыслимо, принимая во внимание ирано-иракскую войну в 1980-х и 1000-летнюю вражду. Однако очевидно, что среди шиитских вооруженных формирований на стороне иракской армии присутствуют иранские отряды и советники».
Вчера премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху выступил перед конгрессом США по иранской ядерной проблеме. Он надеется на решительные действия Вашингтона в данном вопросе, а возможное сотрудничество американцев с Ираном в Ираке не укрепляет его надежд. «Учитывая то, что экономика Ирана на грани краха, аятолла Хаменеи вынужден идти на компромисс с Белым домом. При этом Нетаньяху убежден, что Иран найдет возможность обвести вокруг пальца США и возобновить обогащение урана для создания бомбы», – заключил Мирский.
По мнению некоторых представителей администрации США, в Ираке существует негласное разделение областей по сферам влияния между США и Ираном. Для американцев – это центральная провинция Анбар вблизи Багдада, а также курдские районы на севере страны, особенно вокруг Мосула. Для Ирана – это регионы, где в борьбе с ИГ задействованы в основном шииты, а именно – области к востоку от Багдада, провинция Дияла, а также Тикрит.