Христиане Индии протестуют против гонений.
Фото Reuters |
В ответ на участившиеся в Индии нападения на католиков, премьер-министр Нарендра Моди наконец высказался по вопросу притеснения религиозных меньшинств. Примечательно, что он закончил речь на английском языке. Это было воспринято как обращение ко всему миру и гарантия свободы вероисповедания.
«Мы гарантируем полную свободу вероисповедания. Каждый человек имеет неотъемлемое право на выбор религии без принуждения, – заявил Моди на церемонии в Нью-Дели, посвященной канонизации двух индийцев-католиков. – Мы не позволим какой-либо религиозной группе, даже принадлежащей к большинству населения, разжигать ненависть по отношению к другим, открыто или тайно».
Выступление премьера было воспринято как реакция на недавние нападения на христианские церкви и школы в Дели. Однако Моди не упомянул конкретных виновников атак. Зато постарался развеять тревоги общественности относительно того, что премьер не в состоянии контролировать экстремистские элементы своей партии «Бхаратия Джаната парти» (БДП).
Религиозные лидеры различных конфессий в Индии надеются на улучшение ситуации. Они, как и видные политические деятели, призывают премьера предпринять решительные действия против религиозной нетерпимости. В частности, против акций ряда индуистских организаций, направленных на обращение иноверцев в индуизм, а также актов поджога, вандализма, забрасывания камнями и грабежей христианских церквей и мечетей. «Многое замалчивалось, в то время как в адрес христиан и мусульман звучала клевета», – сказал имам мечети Фатехпур в Дели Мукаррам Ахмед.
После выступления Моди католики вышли на улицы, чтобы еще раз заявить, что они живут в атмосфере страха. «Мы ожидаем, что слова Моди перейдут в действия, – сказал Саваримутхи Шанкар, представитель архиепископа Дели. – Мы хотим, чтобы правительство приняло решительные меры против тех, кто нарушает религиозную гармонию, особенно представителей партии премьер-министра с их провокационными заявлениями».
«Лучше поздно, чем никогда» – так лидеры оппозиции прокомментировали выступление премьера. Ведь в идеологии БДП прослеживается индуистский национализм, а индуисты составляют около 80% населения Индии. Вероятно, к заявлению премьера подтолкнул и президент США Барак Обама, посетивший Дели в январе. Он обратил внимание на религиозный вопрос и сказал на встрече со студентами, что «Индия раскололась вдоль линий веры».
В свою очередь, Сурендра Джейн, генеральный секретарь индуистской организации «Вишва хинду паришад» («Всемирный совет индусов») заявила, что речь Моди была обращена к христианской общине, а не к индуистам. «Мы толерантны и не испытываем ненависти к христианам. У них есть право проповедовать и преподавать в Индии», – отметила Джейн.
«Религиозная проблема остается очень серьезной для Индии, особенно для премьер-министра, – пояснила в беседе с «НГ» руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян. – В 2002 году в штате Гуджарат, главой которого был Моди, в столкновениях между индуистами и мусульманами погибло около 2 тыс. человек. Ответственность возложили на Моди. В связи с этим Соединенные Штаты отказали ему в визе».
На волне активной деятельности БДП Моди стал премьер-министром. «Но его партия известна крайними проиндуистскими взглядами. Заняв пост, Моди понимает, что возглавляет не только индуистов, но и всех остальных жителей Индии. И недавние нападения на христиан потребовали от него соответствующих действий, если он хочет оставаться в кресле главы кабинета», – сказала эксперт.
По мнению Шаумян, в какой-то мере сыграли роль и недавние местные выборы в Дели, на которых партия Моди потерпела поражение. Беспокойство в связи с положением религиозных меньшинств высказывают и соседи, к примеру Пакистан, а это очень серьезный момент для Индии.
«Премьер-министр должен показать себя в качестве прогрессивного лидера, отвечая и на бестактное заявление Обамы о том, что в Индии отсутствует толерантность, – отметила эксперт. – Все эти факторы побудили Моди намекнуть, что его принадлежность к индуизму не означает господства этой религии».
В прошлом году более 200 храмов и других религиозных учреждений были разрушены. В 2014 году пятеро христиан погибли, еще 7 тыс. человек подверглись преследованию.