Фото Reuters
К этому дню в Будапеште готовились особенно. Несколькими днями ранее, 13 февраля, город отмечал 70-летие освобождения венгерской столицы от гитлеровской оккупации. В «Будапештской наступательной операции» – так обозначены в архивных документах эти ожесточенные бои, которые велись 2-м Украинским фронтом Советской армии на подступах к городу с ноября 1944 по февраль 1945 года, – погибло, по различным данным, от 60 до 80 тыс. советских солдат и офицеров. Вчера Владимир Путин в ходе визита в Будапешт посетил самое старинное городское кладбище Керепеши, на русской части которого находится наибольшее количество воинских захоронений конца Второй мировой войны.
Собственно, Керепеши назвать кладбищем можно c некоторой натяжкой. Скорее это расположенный на территории 56 га городской парк с мемориальными скульптурами удивительной красоты и пластики. Здесь любят гулять местные жители и туристы, сидя на лавочке, можно запросто увидеть белку, фазана или даже лису-плутовку.
Прошло немногим более двух лет с тех пор, как та часть кладбища, которую принято называть русской и где захоронено около 7 тыс. человек, погибших не только при Будапештской наступательной операции, но и при подавлении антикоммунистического мятежа осенью 1956 года, органично вписалась в общую стилистику мемориального пантеона Керепеши. Это стало возможным исключительно благодаря реставрационным работам под благотворительным патронатом фонда «Поколение» Андрея Скоча. Правда, вместо изначально запланированных 3–5 млн долл. на реконструкцию этой части Керепеши фонду пришлось пойти на гораздо более внушительные траты – они превосходят 15 млн. Скоч относится к этому, как ни странно, философски: «Наверное, в самом начале всегда трудно представить объем работ, который предстоит проделать при восстановлении захоронений и приведении их в надлежащий вид» – и просит корреспондента «НГ» передать огромную благодарность всем российским структурам и ведомствам, помогавшим в осуществлении проекта. И в первую очередь Министерству иностранных дел РФ и нашему посольству в Венгрии.
Это уже третий мемориальный проект, осуществленный при финансовой поддержке Скоча. Ранее было отреставрировано, а фактически восстановлено с нуля русское кладбище в Порт-Артуре (Люйшунь, Китай), где захоронено свыше 21 тыс. наших соотечественников, и венгерское же кладбище в Секешфехерваре в его советско-русской части.
Впрочем, еще большее впечатление произвела на корреспондента «НГ» цифра в 500 млн долл. Именно столько, по словам атташе по военно-мемориальной работе при посольстве РФ в Венгрии Владимира Семидетко, было потрачено Минобороны с 2000 по 2005 год на создание электронной базы архивных документов. «Были рассекречены все донесения о боевых потерях советских войск во Вторую мировую войну, теперь в открытом электронном доступе в объединенной базе данных (ОБД) «Мемориал» для всех желающих находится свыше 10 млн (!) документов, включая и списки погибших на разных фронтах», – поясняет Семидетко.
Именно благодаря этим спискам реставраторам, работавшим на советской части в Керепеши, удалось в буквальном смысле восстановить многие сотни имен русских и граждан других национальностей бывшего Советского Союза, сражавшихся за Будапешт. На сегодняшний момент документально подтверждены данные о 5099 погибших, более 1000 из которых были перенесены на Керепеши с других кладбищ Будапешта. Среди множества имен и фамилий, стараниями реставраторов вписанных на мемориальные плиты, тем не менее встречаются и лаконичные, но трогающие до слез надписи; 4 неизвестных красноармейца, 6, 12, больше…
Отставной генерал Александр Кирилин, по линии Минобороны курирующий восстановление имен погибших советских воинов в Будапеште, рассказывает, что в прошлом году при строительных работах на улице неподалеку от кладбища венгерскими рабочими были обнаружены останки трех человек. По остаткам военной формы было установлено, что это офицеры Советской армии, очевидно, попавшие под разрыв бомбы и погибшие на месте. Теперь их безымянная могила – «Три неизвестных воина погибли в 1945 году в Будапеште» – расположена в самом центре мемориального русского пантеона.
Случались и более удивительные истории. Реставратор Юлия Андреева рассказывает, что недавно к ним подошел российский турист, просто забредший на кладбище. Увидев реставратора, он просто решил спросить, куда можно обратиться, чтобы разыскать могилу деда своей жены, находившегося в составе российской военной группировки в 1956 году в Будапеште. По словам мужчины, все эти годы их поиски были безрезультатными. Реставратор, хотя это не входило в ее прямые обязанности (этими вопросами ведает Минобороны), решила на всякий случай проверить, не значится ли эта фамилия в их уточненных списках. Оказалось, Атамась Петр Филлипович, 1935 г.р., погибший при исполнении своего воинского долга 9 ноября 1956 года, захоронен именно здесь, и теперь на постаменте, где вписано его имя, есть и его фотография, привезенная родственниками.
Реставраторы при финансовой поддержке фонда «Поколение» проделали огромную работу по расчистке, консервированию и воссозданию памятников и надгробий, изготовлению типовых стел и цветочниц, устройству бордюров для ограничения могильных участков, устройству цоколя и столбов ограды, а также по общему благоустройству территорий. Поражает своей незаметностью – ведь в практике европейских кладбищ нет оград вокруг могил, – но в то же время изяществом ограждение вокруг русской части пантеона. Решетку в стилистике георгиевской ленточки длиной 500 м вручную ковали три молодых кузнеца из Москвы по проекту опять же молодого художника-архитектора.
Можно долго рассказывать, как много пришлось сделать и реставраторам, и военным, и, конечно же, самому фонду «Поколение» для того, чтобы воины, упокоенные в земле Будапешта, обрели наконец свое достойное пристанище. Ведь до недавних пор из-за отсутствия фундамента многие постаменты были перекошены, в именах на плитах было много неточностей, а под верхним слоем мраморных надгробий было обнаружено множество других фамилий, то есть это были случаи повторных перезахоронений. Но главное сделано: эта часть Керепеши уже оформлена на долгие годы, если не на века. «Это нужно нам, живым, – говорит Андрей Скоч, – а как иначе сказать спасибо нашим дедам, благодаря которым мы есть на этом свете?»
Будапешт