В кулуарах Минской встречи Александр Лукашенко провел разъяснительную работу с Петром Порошенко. Фото Reuters |
В Минске в четверг днем завершились почти 17-часовые переговоры «нормандской четверки» по урегулированию украинского кризиса. Президенты РФ Владимир Путин, Франции – Франсуа Олланд, Украины – Петр Порошенко и канцлер ФРГ Ангела Меркель договорились о прекращении огня и об отводе тяжелых вооружений. Финальный документ подписали не они, а участники контактной группы, в которую вошли представители ДНР и ЛНР. Тем не менее договоренности вызывают вопросы и опасения.
Сразу по окончании «минского марафона» Путин сообщил, что «нормандской четверкой» было подготовлено два документа. Первый – подписной, получивший название Комплекс мер по выполнению Минских соглашений. Его в итоге согласились подписать лидеры ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий.
Комплекс мер содержит 13 пунктов, первый из которых говорит о незамедлительном и всеобъемлющем прекращении огня в «отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины» и его строгом выполнении, начиная с 00.00 по киевскому времени 15 февраля. При этом предусмотрен вывод «всех иностранных вооруженных формирований и наемников» с территории Украины под наблюдением ОБСЕ.
Та же ОБСЕ должна обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня с первого дня отвода техники. Речь идет об отводе всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для реактивных систем залпового огня (РСЗО) и шириной 140 км для РСЗО «Торнадо-С», «Ураган», «Смерч» и тактических ракетных систем «Точка».
Как отмечается в документе, отвод тяжелых вооружений должен осуществляться «для украинских войск от фактической линии соприкосновения, для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины – от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 года».
Заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин считает такую формулировку компромиссной: Киев настаивал на минской линии, а ополченцы – на линии, появившейся после наступления. «Это успех украинской стороны, так как ополченцы теряют территорию, которую они захватили, – пояснил эксперт «НГ». – При этом очень важна ситуация в Дебальцеве. На днях ополченцы сообщили, что так называемый дебальцевский котел закрыт. В Киеве опровергли эти сообщения. Если котел все-таки закрыт, то уже в ближайшие дни, до наступления перемирия 15 февраля, украинская армия может попытаться расширить его горловину, чтобы доказать, что котла нет. Тогда произойдет соответствующий отвод войск от этой важной точки. Ведь Дебальцево – ключевой железнодорожный узел на юго-востоке Украины».
Не удивительно, что Путин отдельно остановился на ситуации в районе Дебальцева, где, по его словам, «в ответ на агрессивные действия киевских властей ополченцы не только сдержали атаки армии и силовых структур Киева, но и, перейдя в наступление, окружили значительную группировку численностью от 6 до 8 тыс. человек». «Они, конечно, исходят из того, что эта группировка сложит оружие и прекратит сопротивление», – добавил Путин.
Комплекс мер включает и шаги по восстановлению полного контроля над госграницей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта. Как отмечается в документе, восстановление контроля должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования к концу 2015 года. При этом подчеркивается, что данное условие может быть выполнено при соблюдении пункта 11 – в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках контактной группы.
В свою очередь, пункт 11 документа включает проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу этого года нового Основного закона, предполагающего децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей), а также принятие законодательства об особом статусе этих областей до конца 2015 года.
Второй документ, по словам Путина, «неподписной». Это четырехстраничная Декларация в поддержку процесса украинского урегулирования. Лидеры высказались за продолжение трехсторонних переговоров между ЕС, Украиной и Россией по вопросам энергетики, с тем чтобы осуществить шаги в развитие зимнего газового пакета. Также «нормандская четверка» поддерживает трехсторонние переговоры в целях выработки решения вопросов, вызывающих обеспокоенность Москвы, в связи с выполнением Соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС. Германия и Франция обязались оказать техническую поддержку для восстановления сегмента банковской системы в ДНР и ЛНР путем «создания международного механизма содействия осуществлению социальных выплат».
Лидеры четырех стран подтвердили, что будут и впредь привержены выполнению Минских соглашений. С этой целью они договорились о создании контрольного механизма в «нормандском формате», который будет проводить регулярные встречи на уровне старших должностных лиц, представляющих МИДы этих стран.
Российский президент удостоился благодарности Олланда за оказанное им влияние на лидеров ДНР и ЛНР. «Я благодарен президенту Путину за то, что он оказал на них давление в нужном масштабе», – сказал президент Франции. По его мнению, достигнутые в Минске договоренности являются «большим облегчением для Европы», но предстоит работа по претворению в жизнь достигнутых соглашений.
С ним согласна Меркель: «Сторонам предстоит проделать еще очень много работы, однако теперь есть реальный шанс на то, что дела пойдут лучше». Во всяком случае, «теперь есть искра надежды», цитируют канцлера немецкие СМИ.
Заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов охарактеризовал договоренности как «победу общего знаменателя, который удалось сформировать». «Тем не менее у каждого участника остались претензии друг к другу, – отметил он в беседе с «НГ». – Поэтому реализация договоренностей под очень большим вопросом».
Белов опасается периодических нарушений договоренностей и провокаций с обеих сторон. «Меркель и Олланду надо научиться отделять провокации от реальной ситуации в регионе. Это важнейшая вещь, которую, по-видимому, обсуждали Меркель с Обамой в Вашингтоне. США будут углублять конфликт, год-два они в этом заинтересованы, а Евросоюз будет пытаться его решать. Если вчера Европа в лице двух его лидеров приняла благоразумное решение, то в США наверняка ухмыльнулись. И мы в последующие дни увидим эту ухмылку в чем-то взорванном, уничтоженном или убитом. Насколько Берлину и Парижу хватит сил разъяснять партнерам в США и по ЕС, что они не должны так же жестко, как раньше, реагировать на провокации с обеих сторон без поиска причины, настолько успешней будет реализация Комплекса мер».
Белов предложил ввести в оборот русское выражение «бес в мелочах». Эти мелочи, по его мнению, как раз и будут торпедировать реализацию договоренностей. «Конструкция хрупкая, общий знаменатель есть. Но если Брюссель вновь решит ввести санкции против России, это будет первый удар по этой конструкции», – заключил эксперт.