0
2511
Газета В мире Интернет-версия

10.02.2015 00:01:00

Танкер мировой экономики вытаскивают с мелководья

Тэги: экономика, турция, стамбул, финансы


экономика, турция, стамбул, финансы Кристин Лагард и Али Бабакан выступили за стимулирование глобального роста. Фото Reuters

Сегодня завершает работу двухдневная встреча министров финансов и глав центробанков (ЦБ) «большой двадцатки» в Стамбуле. Цель стран, представляющих свыше 85% глобального ВВП, – скоординировать действия по стимулированию мировой экономики в 2015 году. Дело в том, что пока единственным локомотивом роста являются США. Эксперты считают, что на данном этапе необходимо проводить структурные реформы.

Как сказала в преддверии встречи директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард, «бездействие может привести к тому, что супертанкер глобальной экономики так и не выплывет с мелководья низкого роста и слабых темпов создания новых рабочих мест». 

«В центре внимания будет то, как дать импульс глобальному росту», – подчеркнул и министр финансов Канады Джозеф Оливер.

Проблем несколько. Во-первых, больным участником сообщества мировых экономик по-прежнему считается зона евро. В этой связи США, Канада и Великобритания хотят надавить на европейцев, тормозом для которых остаются жесткая экономия и затягивание бюджетных поясов. Во-вторых, такие гиганты, как Китай и Индия, сейчас замедляются, не находит сил для разгона и Япония. В-третьих, множатся геополитические риски, пугающие инвесторов, боевые действия идут на юго-востоке Украины, а также в Сирии и Ираке, на территории, контролируемой группировкой «Исламское государство Ирака и Леванта».

На этом фоне роль локомотива глобального роста фактически играет Америка. В 2014 году рост ВВП в США составил 2,5%, а в 2015-м он будет увеличиваться значительно быстрее, чем ВВП любой другой из развитых стран. «Хотя Америка сейчас тащит на себе мировую экономику, это просто-напросто неустойчивая модель», – добавил Оливер. По словам министра финансов США Джейкоба Лью, «рост экономики США подтолкнул глобальный рост, но остальной мир не может рассчитывать на то, что США будут единственным двигателем роста. Мы просто пришли к тому, что мир прекратил обвинять США в финансовом кризисе, и теперь все восхищаются устойчивостью экономики США, тем, как мы вернулись в норму». Лью сравнил глобальную экономику с автомобилем: если одна шина в отличном состоянии, а три другие сдулись или размякли, машина далеко не уедет. «Нам нужна глобальная экономика с полным комплектом полностью накаченных воздухом шин», – отметил он.

Пути выхода из этой ситуации известны. По итогам ноябрьского саммита G20 был принят Брисбенский план действий, предполагающий сложные, но необходимые реформы. Выполнив этот план, «большая двадцатка» за четыре года увеличит мировую экономику более чем на 2 трлн долл. и создаст миллионы новых рабочих мест, пояснила Лагард. На эту тему на страницах Wall Street Journal выступили Лью и его британский коллега Джордж Осборн. Они дали несколько рецептов и поставили свои страны в пример остальным.

Первый рецепт – сокращать бюджетный дефицит, но не обделять финансированием сферу образования и инфраструктурные проекты. Второй рецепт – стимулировать потребление, опираясь на гибкую кредитно-денежную политику ЦБ. Третий рецепт – реализовать структурные реформы, которые повышали бы производительность и жизненные стандарты. В частности, это поддержка малого бизнеса и коррекция регулятивных норм.

Таким образом, Вашингтон и Лондон прописывают использовать три рычага – бюджетный, кредитно-денежный и структурный. Два первых работают слабо. Вслед за Федеральной резервной системой США, ЕЦБ, ЦБ Японии и других ведущих экономик пустили в ход политику количественного смягчения. Но печатный станок – слишком примитивное орудие для тех, кто ищет устойчивые и комплексные решения, тем более что он приводит к полной неразберихе с валютными курсами. Что касается бюджетных стимулов, то большинство стран по-прежнему не имеет возможности широко прибегать к ним, так как обременены большими долгами. «Бюджетная политика и кредитно-денежная политика выработали себя», – констатировал турецкий вице-премьер по экономическому развитию и финансовым вопросам Али Бабакан. По его мнению, на первое место выходит третий рычаг: «Структурные реформы – ключ к преодолению этого сложного для глобальной экономики этапа».

Цель в том, чтобы выйти из замкнутого круга: глобальный рост замедляется, инвесторы снижают активность, что приводит к еще менее оптимистичным прогнозам роста мирового ВВП, а прогнозы еще больше расхолаживают инвесторов. Но заявленный правительством реформаторский курс может исправить положение. Пример такого успеха показала Индия. Хотя «Бхаратия джаната парти» пришла к власти относительно недавно, она успела предпринять несколько небольших инициатив. «Не то чтобы они провели множество реформ, но, сформулировав необходимость реформирования, они вернули доверие, и это привлекло капитал», – объяснил директор-распорядитель Института международных финансов Хун Тран. Напротив, похожие приемы пока не сработали в Бразилии и Турции, где инвесторы все еще хранят недоверие. Поэтому «большая двадцатка» планировала пристыдить тех, кто дает обещания, но не спешит их выполнять, и призвать политиков к большей дисциплине.

В этом смысле симптоматично выступление председателя Банка Англии Марка Карни. Он выразил обеспокоенность по поводу «усталости от реформ» и заявил, что 2015 год должен стать годом создания новых финансовых механизмов, гарантирующих стабильность и устойчивость. Карни предупредил политиков и банкиров о неизбежных трудностях: «Многие из самых тяжелых реформ являются микрореформами, против них могут выступить крупные политические коалиции, а результаты этих реформ могут наступить в весьма отдаленном будущем».

Профессор экономики Высшей школы общественных наук (Париж) Жак Сапир сказал в беседе с «НГ»: «Пока глобальный рост, безусловно, находится под влиянием роста в США хотя бы из-за размера американской экономики, но строгой зависимости от нее нет. Экономика США быстро росла в последние четыре года, но это частично связано с пузырем сланцевой нефти. Этот пузырь сейчас лопается. Цены на нефть колеблются в районе 50 долл. за баррель, и вся сланцевая индустрия больше не прибыльна. Не прибыльна и родственная ей добыча нефти из битуминозных песков в Канаде. Глобальной экономике предстоит переключаться на новые источники роста, некоторые из них будут найдены в развивающихся странах, другие – в китайской экономике, а третьи – в глубоких реформах национальных экономических моделей, и это особенно верно для европейских стран, включая Россию».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
843
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
538
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
364
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
518

Другие новости