Гигантское хранилище собранной АНБ информации находится в городе Блаффдейл (штат Юта). Фото Reuters
Президент США Барак Обама во вторник собирался объявить о новых мерах, которые ограничивают доступ спецслужб к информации о частной жизни американцев и иностранных граждан. Косметические поправки не решают вопроса о коренной реформе методов разведсообщества, которая зависла в конгрессе. Между тем стало известно, что программа массовой слежки есть и в Германии.
Обама должен был установить следующие ограничения. Информацию о гражданине США, которая не имеет отношения к задачам внешней разведки, нужно незамедлительно удалять. Если речь идет об иностранце, данные можно хранить до пяти лет. Кроме того, если власти другой страны передали американским спецслужбам сведения о частной жизни своего гражданина, он получает право обратиться в суд.
Если же разведсообщество Америки перехватило данные самостоятельно, путь в суд иностранному гражданину будет закрыт.
Такие косметические меры означают одно: через год после того, как Обама обещал положить конец скандальной массовой слежке, разоблаченной бывшим сотрудником американских спецслужб Эдвардом Сноуденом, по сути, ничего не меняется. Совет по гражданским свободам и неприкосновенности частной жизни дал множество рекомендаций, и «в принципе» Белый дом согласился с большинством из них, прежде всего с тем, что прослушка телефонов американских граждан незаконна и непродуктивна. Но на практике это не отразилось.
Обама отдал дело на откуп конгрессу, в котором много спорили, предлагали, голосовали и отвергали, но эта возня не породила реформы. А между тем администрация может положить конец программе массовой телефонной прослушки в любое время, без вмешательства конгресса. Правда, решение Обамы скорее всего пересмотрят его преемники.
Второй блок замечаний президента должен был касаться телекоммуникационных кампаний, непосредственно вовлеченных в массовую слежку. Информацию от них спецслужбы получают прежде всего с помощью специальных запросов, не требующих судебного согласования. Компаниям запрещается публиковать эти документы. Теперь же гриф секретности будет сниматься с запросов через три года после начала расследования или сразу после его закрытия, если это произошло до истечения трех лет.
Между тем без подвижек остается гораздо более серьезная проблема. Речь идет о передаче функций сбора и хранения данных самим компаниям, чтобы снять с разведсообщества все обвинения, но оставить им возможность доступа к информации по решению суда. Именно в этом – решение проблемы с прослушкой. Но компании к нему либо не готовы технологически, либо не проявляют рвения. Единственный рычаг – принудить их законодательно, что может быть сделано только распоряжением конгресса. Время поджимает: 1 июня истекают ключевые положения «Патриотического акта», в том числе и вводившие массовую слежку.
С началом войны против группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» и после терактов в Париже на захваченном республиканцами Капитолийском холме несколько поутихли те, кто требовал приструнить спецслужбы. Но не совсем: 62 парламентария, которые в прошлом году потребовали раскрыть детали бюджета 16 федеральных спецслужб (сколько денег идет какой спецслужбе и на какую программу), возмущены тем, что администрация в очередной раз не сделала этого. Общая сумма, назначенная Обамой разведывательному сообществу на 2016 финансовый год, – 53,9 млрд долл. Это больше, чем в текущем финансовом году, для которого конгресс утвердил 50,4 млрд долл. На что конкретно предложено свыше 3 дополнительных миллиардов – не узнают ни американское общество, ни законодатели. Судя по настроениям в конгрессе, как простое продление скандальной шпионской программы без внесения в нее хотя бы некоторых изменений, так и полное искоренение массовой слежки одинаково маловероятны.
Наконец, американский лидер должен был заявить о введении регулярного мониторинга слежки со стороны Агентства национальной безопасности (АНБ) за иностранными лидерами, который будет осуществлять Белый дом. Это решение принято по следам известного казуса: канцлер Германии Ангела Меркель узнала, что АНБ прослушивало ее телефон 10 лет, а Обама покаялся в полном неведении. Жест особо примечателен тем, что уже в ближайшие дни Меркель прибудет в Вашингтон – обсуждать более тесное сотрудничество в области обмена разведданными.
В этой связи любопытно расследование газеты Zeit. Федеральная разведывательная служба (БНД) Германии оказалась, по информации издания, полученной из секретных документов, ничуть не менее беззубой, чем АНБ и британский Центр правительственной связи, и после терактов в США 11 сентября 2001 года также практиковала массовую слежку, а данные отправляла за океан. В день БНД получает до 220 млн единиц метаданных (кто общался, с кем, где, когда и как долго) о телефонных звонках, масштабы слежки в Интернете неизвестны. Сооружено пять хранилищ для этой по большей части бесполезной информации. В Шёнингене, Райнхаузене, Бад-Айблинге, Габлингене она остается от недели до полугода, проходя сортировку по неизвестным критериям. И только 2 млн единиц метаданных поступает в пятый центр на десятилетнее хранение для «долговременного анализа».
Аппетиты БНД растут: несколько месяцев назад она просила увеличить финансирование на 300 млн евро. Не удивительно, что, каким бы громким ни был скандал с прослушкой телефона канцлерин, Обама и Меркель в итоге поняли друг друга: у них и общие цели, и общие проблемы. Так что после разоблачений немецкой прессы концепция «Пяти глаз» представляется устаревшей – есть еще и глаз шестой.