Квиринальский дворец – резиденция президента Италии. Фото с сайта www.quirinale.it
Мы еще не знаем фамилию нового президента Италии. Но премьер Маттео Ренци успокаивает: узнаем скоро. Президент республики, почти 90-летний Джорджо Наполитано, ушел на пенсию, завершив срок своих полномочий.
Выборы президента в Италии не всенародные: его избирает особая ассамблея, состоящая из парламентариев и представителей автономий. В течение трех первых туров голосования для избрания президента нужны две трети голосов. Дальше хватит абсолютного большинства. Теоретически нет предела количеству возможных избирательных туров, но, как правило, их бывает не более 13 или 15. Как предусматривает итальянская Конституция, президента до избрания его преемника замещает председатель сената, сейчас это Пьетро Грассо.
В жизни Наполитано есть немало теней. В послевоенное время он был членом правления (политбюро) ЦК Итальянской коммунистической партии и поддерживал активные связи с разными советскими инстанциями – от Кремля и Лубянки до Старой площади. В 1956 году со скамей итальянского парламента Наполитано приветствовал вторжение советских войск в Венгрию, удушивших антикоммунистическую революцию. Правда, после развала СССР он посетил с официальным визитом Венгрию и извинился за свои слова 1956 года. Однако теперь лидер популистской оппозиционной партии М5З («Движение пяти звезд») на митинге в Риме напомнил Наполитано это компрометирующее прошлое: «Наполитано работал против демократии», – заявил он.
После объявления об уходе Наполитано на пенсию начался ажиотаж вокруг фамилии его преемника. Самый подходящий кандидат для левоцентристов – бывший председатель Европейской комиссии, неоднократный премьер Италии Романо Проди. Правда, он провалился при предыдущей попытке избрать президента из-за разногласий в самом левом лагере. Но сейчас возможному избранию Проди всеми силами сопротивляется Сильвио Берлускони, который два раза проиграл ему на выборах. Берлускони ставит на победу своего старого друга, юриста и бывшего премьера Джулиано Амато.
Берлускони одновременно выступает как глава оппозиции и в то же время как союзник Ренци в рамках Договора Надзарено. Это позволяет ему, так сказать, танцевать на всех свадьбах. Главное преимущество Проди – при его огромном политическом опыте он мог бы помочь разблокировать увязшую в разных болотах политику Европейского союза. Ренци утверждает, что «на высоком западном и европейском уровнях» наблюдается лоббирование в поддержку любимца Берлускони – Амато. Другие неофициальные кандидаты в президенты – мэр Турина Пьеро Фассино, бывший секретарь Демократической партии Пьерлуиджи Берсани и еще некоторые лица, малоизвестные неитальянской публике.
Полномочия президента в Италии ограничены: он символизирует национальное единство, представляет Италию на международных ассамблеях и может распустить парламент и назначить новые выборы, за исключением последнего полугодия его мандата. А самое главное, он подписывает принятые парламентом законы, которые именно с его подписью вступают в силу. Но в Конституции пространство для маневрирования довольно широко, и это дает президенту возможность косвенно влиять на политику страны. Недаром СМИ в шутку называли Наполитано королем Джорджо.
Следующий вопрос – стабильность, которая при смене власти не должна быть утрачена. Наполитано удалась необычная рокировка: впервые за всю историю Италии он смог сидеть на президентском кресле в Квиринальском дворце почти на два года больше. Государственного переворота не было. Просто члены обеих палат парламента, палаты депутатов и сената, немногим менее чем два года назад пришли к президенту со своеобразной челобитной: они попросили Наполитано остаться на какое-то время, чтобы рассудить политиков, которые безнадежно ссорились по поводу критериев формирования правительства.
Вернуться к правоцентристскому кабинету Берлускони, который, по распространенному мнению, разорил итальянскую экономику? Перейти к левому центру, то есть к оппозиции, у которой не было четкой экономической программы? Договориться с мелюзгой из отголосков других расколовшихся партий? Конечно, и это ни к чему не приведет. Таким образом, маститые политики Италии попросили Наполитано взять в свои руки бразды правления и вывести страну из тупика.
Так и было. Результатом оздоровления стали уход в отставку Берлускони и назначение новым премьером ученого-экономиста Марио Монти, который, однако, недолго продержался и уступил должность Энрико Летте, а затем последнего сменил нынешний премьер Ренци. Результат: уже три раза подряд Италия получила спущенные сверху правительства, которые никем не были избраны. Это не торжество демократии.
Рим