Израильские солдаты несут раненного ракетой «Хезболлах» товарища. Фото Reuters
Ливанское шиитское движение «Хезболлах» в среду отомстило Тель-Авиву за гибель 18 января шести своих боевиков, а также иранского генерала и других представителей Корпуса стражей Исламской революции близ сирийского города Эль-Кунейтра. Убиты два израильских солдата, еще семь ранены. Случайной жертвой стал миротворец Временных сил ООН в Ливане, гражданин Испании. По мнению наблюдателей, обе стороны заинтересованы в демонстрации силы, но ни одна не готова развязать полномасштабный конфликт, хотя его угроза растет с каждым новым инцидентом.
Инцидент на ливано-израильской границе – один из самых драматических со времен второй ливанской войны в июле-августе 2006 года. Он произошел на так называемых Фермах Шебаа – территории, которую «Хезболлах» называет ливанской, а Израиль – частью Голанских высот.
Движение «Хезболлах» нанесло пять ударов с помощью противотанковых ракетных комплексов «Корнет-4» по израильским военнослужащим, которые в среду утром начали поиски туннелей, прорытых боевиками. Это делалось по просьбе местных жителей, опасавшихся агрессии. В ответ Израиль открыл артиллерийский и танковый огонь, а также задействовал авиацию. Обстрел минометным огнем северной части Израиля с ливанской территории продолжался около часа после того, как были выпущены противотанковые ракеты. Ответственность за гибель миротворца представитель Испании в ООН возложил на Тель-Авив.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху пообещал: «Кто бы ни стоял за этим нападением, он заплатит сполна». Он подчеркнул, что будет возлагать ответственность на Ливан и Сирию за любое нападение, осуществленное с их территории. Напомним, в сирийской гражданской войне «Хезболлах» держит сторону официального Дамаска. Во вторник с территории Сирии по Голанским высотам было выпущено не менее двух ракет, предположительно совместно сирийской армией и «Хезболлах». В ответ ЦАХАЛ открыл артиллерийский огонь и нанес удары по позициям сирийской артиллерии – двум базам в Эль-Кунейтре и одной – близ аэропорта Дамаска. Тогда в Тель-Авиве также заявили: «Вооруженные силы Израиля возлагают ответственность на сирийское правительство за все нападения с контролируемой ими территории». Кроме того, Нетаньяху обвинил Иран, главного союзника ливанского движения и его спонсора, в попытке открыть новый антиизраильский фронт.
Советник директора Российского института стратегических исследований, специалист по Азии и Ближнему Востоку Елена Супонина отметила в интервью «НГ», что эскалация напряженности между Тель-Авивом и ливанским «Хезболлах» надо воспринимать в свете предстоящих в марте выборов в Израиле. Нередко израильтяне, вступая в конфликт с «Хезболлах», на самом деле подразумевают Тегеран, и Нетаньяху для упрочения своих предвыборных позиций может разыграть иранскую карту, но сделать это опосредованно.
«От более серьезного конфликта стороны во многом удерживает позиция США и других членов международного сообщества, в том числе России, – считает Супонина. – Вашингтон сделает все, чтобы избежать разрастания конфликта между Тель-Авивом и его соседями. Но в Израиле с большой настороженностью следят за тем, как идут переговоры по ядерной программе Ирана между Тегераном и «шестеркой», и очень нервно реагируют на возможность дальнейшего потепления в отношениях иранцев с Западом. Из-за этого израильские политики действуют все с меньшей оглядкой на администрацию Обамы».
О том, что и вторая ливанская война, и операции против ХАМАС в Газе являются, по сути, непрямыми войнами Ирана и Израиля, эксперты говорят давно. Но по сравнению с 2006 годом правила игры изменились, новой (и основной) площадкой противостояния стала Сирия. В связи с этим Джойс Карам, корреспондент арабской международной ежедневной газеты «Аль-Хаят», говорит в своем комментарии на сайте «Аль-Арабия», что удары со стороны «Хезболлах» – демонстрация силы как Израилю, так и социальной базе движения, перед которой, кстати, вчера выступал его лидер Хасан Насрулла. «Хезболлах» показывает, что вовлеченность в сирийский конфликт не делает его неспособной на отпор Израилю.
Что касается Тель-Авива, то он хотя и доволен тем, что «Хезболлах» теряет ресурсы и людей в Сирии, в то же время взволнован, поскольку ливанское движение все громче заявляет о себе как о серьезном региональном игроке и расширяет территорию, с которой может угрожать Израилю. Поэтому Тель-Авив попытается не допустить слишком явного усиления «Хезболлах», а значит, и Тегерана, в Сирии. Именно так следует понимать удар беспилотника, нанесенный 18 января. Похожие удары вероятны и в будущем. Вместе с тем стороны будут избегать полномасштабной войны: движение «Хезболлах» недостаточно сильно, чтобы открыть второй фронт (помимо сирийского), а Нетаньяху понимает риски, связанные с выборами.
Приближающиеся выборы, с одной стороны, провоцируют израильское руководство на демонстрацию силы, а с другой, как полагает эксперт Междисциплинарного центра (Герцлия) Джонатан Спайер, являются лучшим иммунитетом против крупного конфликта: «Военные авантюры в преддверии выборов, конечно, обоюдоострый меч. Израильское общество не возражает против военных операций, если они проходят быстро и без пыли, но нет ничего хуже, чем участвовать в выборах в разгар кровавой войны, как та, что была летом 2006 года».
В то же время экс-сотрудник израильских спецслужб Сарит Зехави предупреждает, что движение «Хезболлах» заинтересовано в проведении небольших атак на регулярной основе для повышения популярности в Ливане, и рано или поздно Тель-Авив может решить положить этому конец: «Израиль хочет полного покоя. «Хезболлах» хочет жить по модели действия и противодействия».
«Это очень деликатная игра, – резюмировала эксперт Института изучения вопросов национальной безопасности Тель-Авивского университета Бенедетта Берти, – так как обе стороны хотят ответить достаточно мощно, чтобы не считаться слабыми, но не настолько мощно, чтобы не начать войну. Это очень, очень тонкая грань. Вероятность просчета огромна. Поэтому с каждым новым инцидентом мы приближаемся к настоящей войне».