Никос Котзиас – новый глава греческой дипломатии. Фото Reuters
Новое правительство Греции может стать главным форпостом сопротивления антироссийским санкциям в ЕС. Премьер-министр Алексис Ципрас, лидер Коалиции радикальных левых сил (СИРИЗА), не согласился с уже опубликованным от имени всех 28 стран-членов жестким заявлением по украинскому кризису – небывалая ситуация. По словам экспертов, говорить о революционной роли Афин в вопросе российско-еэсовских отношений преждевременно, тем более что противниками санкций давно считаются другие игроки, но до сих пор никто не посмел разрушить евроконсенсус.
Пока наблюдатели рассуждали о том, насколько мощный отпор Ангеле Меркель Ципрас даст по линии политики жесткой экономии, греческий премьер неожиданно нанес первый удар в совершенно другую точку – антироссийские санкции. После публикации очередного жесткого заявления по украинскому кризису, в котором содержится призыв к новым санкциям, старший помощник председателя правительства Греции Димитриос Тзанакополус уведомил, что оно принималось без ведома Афин: «Заявление было выпущено, не пройдя должной процедуры получения согласия государств-членов, в частности без получения согласия Греции». Греки пожаловались на Европейский совет, проигнорировавший их пожелание обдумать текст.
В Европейском совете нашли оправдания. Представитель его председателя Дональда Туска Пребен Ааманн сказал во вторник, что все страны-члены, включая делегата нового греческого правительства, были опрошены до публикации документа: «Мы поняли так, что заявление было согласовано со всеми членами вчера вечером, у Греции не было возражений по поводу проекта заявления ни в ходе телефонного разговора между председателем Туском и премьер-министром Ципрасом, ни в ходе общения с новым греческим представителем». Ааманн предлагал Афинам сделать ссылку к заявлению, которой они были бы исключены из числа авторов этой позиции, но в греческой столице якобы отказались от публикации подобного уточнения.
Сообщается также о телефонном разговоре Ципраса и верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини, в ходе которого греческий лидер представил свою формальную жалобу. Происходящее – признак дальнейших осложнений для курса Брюсселя в его давлении на Кремль. Любые санкции требуют единогласной поддержки всех 28 стран – членов ЕС. Сейчас Евросоюз обсуждает возможности расширить список государственных и частных компаний, отрезанных от западных рынков капитала, и запретить экспорт технологий, связанных с газовой индустрией. Конкретные шаги могут быть сделаны уже сегодня на встрече глав МИД ЕС, а на высшем уровне – в ходе саммита 12–13 февраля.
О Ципрасе известно, что он неоднократно высказывался против антироссийских санкций, так как они не способствуют решению украинского кризиса и являются «выстрелом ЕС себе в ногу», клеймил «неонацистов» в Киеве и отстаивал законность крымского референдума. За последние два года он совершил по меньшей мере два визита в Москву (в последний раз – в мае 2014 года), встречался с российскими законодателями. А всего через несколько часов после вступления в должность премьер-министра лидер СИРИЗА в понедельник провел переговоры с российским послом в Греции, который стал первым принятым им официальным лицом. Посол передал Ципрасу поздравительную телеграмму от президента РФ Владимира Путина.
Одни наблюдатели расценили выпад Афин как приглашение к торгу с тройкой кредиторов. «Показав, что может усложнить европейцам достижение их целей по Украине, Ципрас, возможно, получит рычаг давления в переговорах экономического характера», – пишет New York Times. Другие эксперты, напротив, видят в поведении Ципраса намерение полностью порвать с Брюсселем: «Первые решения Ципраса, особенно о коалиции с национал-хулиганской партией («Независимые греки». – «НГ»), указывают на выход из зоны евро, – отметил профессор Лондонской школы экономики Луис Гарикано. – Если бы он хотел переговоров, он блокировался бы с партией «Потами» и не противился бы санкциям против России».
В беседе с «НГ» заведующая отделом европейской интеграции Института Европы РАН Ольга Потемкина подчеркнула: пока невозможно говорить о том, что Греция проводит антисанкционную линию в ЕС, так как упомянутой выше сноски в заявлении нет и его следует считать принятым от имени всех 28 стран-членов. «Любая страна может перечеркнуть санкционную политику Евросоюза, – объяснила эксперт. – Однако, хотя по меньшей мере с июня говорят о том, что многие страны недовольны антироссийскими санкциями, ни одна из них не посмела проголосовать против. О начале антисанкционного движения можно будет говорить только тогда, когда Греция проголосует против хотя бы один раз. Мне кажется, сделать это Афинам не дадут».
«Мы станем свидетелями риторики об эффективности санкций, но не их срыва, – считает глава Института анализа безопасности и обороны (Афины) Периклис Зорзовилис. – Если Крым имеет право войти в состав России, то почему Северный Кипр не имеет права войти в состав Турции? У Греции та же проблема». А вот мнение политолога Таноса Докоса: «СИРИЗА говорила об улучшении отношений с Россией, и я думаю, Греция попытается этого добиться. Но для нее как члена ЕС и НАТО есть красные линии, которые она не может пересекать. Прорвет ли она первой фронт ЕС в вопросе о санкциях? Это может зависеть от того, как будут развиваться ее отношения с Европой. Если дела пойдут хорошо, она захочет избежать пререканий с ЕС».
Чем является нечеткая попытка Афин дезавуировать заявление Евросоюза – простой риторикой или осмысленным политическим курсом, – станет понятно уже сегодня из того, отколется ли от своих коллег новый министр иностранных дел Греции Никос Котзиас. Он признал, что ведет «сложные переговоры».