Фото официального сайта Совета Европы
Сегодня станет окончательно ясно, покинет или нет российская делегация сессию Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Сдвиги к тому, что права РФ будут пусть не полностью, но восстановлены, наметились. Генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд надеется, что даже в случае неблагоприятного исхода голосования в ПАСЕ Россия не пойдет по пути самоизоляции.
Вопрос о полномочиях делегации России был передан в комитет ПАСЕ по мониторингу для подготовки доклада. Сегодня вечером с ним выступит глава комитета по мониторингу австриец Штефан Шеннах. На заседании комитета вчера утром он предлагал вернуть российской делегации право голоса, но лишить ее участников права назначаться в качестве докладчиков, быть членами комиссии по наблюдению за выборами и представлять органы ПАСЕ.
Однако с мнением Шеннаха могут не согласиться многие парламентарии. Во всяком случае, о том, что дебаты по России будут очень жаркими, депутаты предупредили вчера во время обсуждения на пленарной сессии гуманитарной ситуации на юго-востоке Украины. Среди явных противников присутствия России в ПАСЕ в российской делегации называют большинство депутатов из Великобритании, Дании, Польши, Швеции и стран Балтии. На российскую сторону могут встать делегации Германии, Греции, Испании, Италии, Франции.
По словам главы комитета Госдумы (ГД) по международным делам Алексея Пушкова, если сегодня в итоге будет принято предложение мониторингового комитета, то Россия будет восстановлена в своих главных правах и останется полноценным членом ПАСЕ при некоторых ограничениях. Однако в проекте резолюции записано, что в июне ПАСЕ вновь может возвратиться к вопросу о лишении России права голоса, если она не будет выполнять требования ассамблеи в связи с ситуацией в Украине. В случае введения новых санкций против российской делегации она покинет сессию ПАСЕ.
Вместе с тем прозвучавшие ранее предупреждения спикера ГД Сергея Нарышкина о том, что Россия может рассмотреть вопрос о выходе из Совета Европы, не осталось незамеченным в Страсбурге. Комментируя высказывания Нарышкина, Ягланд сказал: «Считаю, что мы не должны пугать друг друга угрозами исключить кого-то из Совета Европы или уйти из Совета Европы. Я не могу представить, что такое может произойти в современной Европе и мы опять будем разделять народы и исключать друг друга. Мы должны преодолеть проблемы, которые встали перед нами сегодня».
Ягланд считает, что Россия заинтересована в членстве в Совете Европы, потому что «именно в этом месте Россия имеет связь с остальной Европой и проявляет себя как европейская нация». По его мнению, такое понимание есть и в Кремле. Ведь если РФ перестанет быть субъектом Европейской конвенции о правах человека, это будет означать, что Россия порывает с европейскими ценностями – во вред себе самой.
На вопрос «НГ», собирается ли в ближайшее время генсек лично побывать в Москве и Киеве с целью урегулирования украинского кризиса, Ягланд ответил: «Я намерен поехать в Киев с подготовленным в Совете Европы новым Планом действий для Украины. В Москву я езжу по мере необходимости, но нахожусь в постоянном контакте с российскими властями».
В секретариате Совета Европы «НГ» пояснили, что упомянутый План действий представляет собой весьма объемный документ с рекомендациями политического и юридического характера по осуществлению реформ в Украине. Что же касается возможного выхода России из Совета Европы, то ей не нужно предпринимать особых процедурных усилий. Согласно статье 7 Устава, для выхода из Совета Европы ее участница должна всего лишь известить об этом Генеральный секретариат. Если это сделано в первые девять месяцев финансового года, то страна перестает считаться членом Совета Европы со следующего года. Если же извещение передано в последние три месяца финансового года, то официальный выход будет отложен до конца следующего финансового года. Кстати, ежегодные взносы России в бюджет Совета Европы составляют примерно 32,3 млн евро. Это 10,5% бюджета организации. Больше России вносят только Франция (38 млн), Германия (35,1 млн) и Италия (35,1 млн).
Выйдя из Совета Европы, Россия может отозвать свою подпись под основополагающим документом – Европейской конвенцией о правах человека. Это позволит отказаться от моратория на смертную казнь. Кроме того, россияне не смогут обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), который считается более высокой инстанцией по отношению к национальным судебным системам. Между тем Россия лидирует по числу жалоб ее граждан, поданных в ЕСПЧ.
«Если рассматривать ситуацию с точки зрения российских граждан, то я бы не рекомендовал им оказаться в ситуации, при которой европейцы, кем, в общем, россияне и являются, не будут иметь доступа в Европейский суд по правам человека, – сказал Ягланд. – Но именно это произойдет в случае, если Россия будет исключена из Совета Европы или покинет его сама».
В свою очередь, председатель комитета министров Совета Европы (КМСЕ), глава МИД Бельгии Дидье Рейндерс заявил в Страсбурге, что мер против России комитетом не планируется. Отвечая в ПАСЕ на вопрос парламентариев о том, готовятся ли санкции в отношении Москвы в КМСЕ, Рейндерс указал на важность открытого диалога с Россией. «Поэтому мы не принимали каких-то новых мер в последние недели и не намерены прибегать к этому в предстоящие дни», – сказал он.
Зато Марк Фейгин, адвокат украинской летчицы Надежды Савченко, которая включена в состав украинской делегации в ПАСЕ и обладает парламентским иммунитетом, обвинил на вчерашней пресс-конференции российскую делегацию в том, что она выдвинула условие освобождения его подзащитной. Оно якобы произойдет в обмен на полное восстановление России в правах в ПАСЕ.
Страсбург