Фото Reuters
США отклонили предложение КНДР о готовности объявить мораторий на ядерные испытания в обмен на прекращение совместных американо-южнокорейских военных маневров, бесконечной чередой идущих у северокорейских границ. Более того, Вашингтон без обиняков дал понять, что не желает даже обсуждать инициативу Пхеньяна, объявив ее несущей «скрытую угрозу».
Казалось бы, американцам, все последние годы отказывавшимся возобновить шестисторонние переговоры по ядерной проблеме Корейского полуострова (ЯПКП) до тех пор, пока КНДР не сделает практические шаги к ядерному разоружению, стоило бы воспользоваться этой уступкой. Ведь де-факто Пхеньян пошел навстречу пожеланиям Вашингтона. Более конкретного шага к свертыванию ядерных программ, чем мораторий, трудно себе представить. Страна, решившаяся на такую меру, лишает себя возможности совершенствовать свой ядерный арсенал. А именно такая задача официально декларировалась США в числе их приоритетных целей в отношении КНДР.
Однако США не только не приостанавливают маневры, на которых вопреки дежурным заклинаниям об их «оборонительном» характере в последние годы открыто отрабатывается оккупация КНДР, но и объявляют о намерении ввести новые санкции против этой страны. Намечаемые меры призваны полностью изолировать КНДР от системы международных расчетов и, судя по высказываниям помощника министра финансов США Дэниела Глейзера, будут еще более жесткими, чем объявленные американцами почти 10 лет назад, накануне подписания Совместного заявления «шестерки» 19 сентября 2005 года в Пекине о принципах урегулирования ЯПКП.
Именно те санкции привели к замораживанию счетов КНДР в банке Delta Asia в Макао, приостановке шестисторонних переговоров и в конечном счете к ответу КНДР в виде первого ядерного испытания в 2006 году, после которого против этой страны впервые были введены санкции СБ ООН. Не на такую же реакцию американцы провоцируют КНДР и на этот раз?
Дело в том, что ни силовое давление, ни санкции ООН, дополненные односторонними ограничениями США, так и не привели к краху КНДР. Не прошла и попытка предать лидеров этой страны Международному уголовному суду (МУС) за якобы массовые нарушения прав человека. Между тем сами США категорически отказались признать юрисдикцию этого органа в отношении преступлений американских военнослужащих, убивающих мирных граждан в конфликтах по всему миру. Дополнительный цинизм этой затее США и их союзников придавало то, что западные правозащитные организации и сама ООН фактически закрыли глаза на наличие секретных тюрем ЦРУ в 54 странах и санкционированные властями США пытки и похищения людей по всему миру.
Жесткая реакция Пхеньяна на новые санкции в виде очередного ракетного запуска или нового ядерного испытания была бы как нельзя кстати для Вашингтона. Во-первых, такой «ответ» КНДР позволил бы США как-то легитимировать свои новые односторонние дискриминационные меры, а также добиваться ужесточения санкций, наложенных ранее СБ ООН. Возможно, нужен предлог и для более решительных мер. После неудачи затеи с МУС кое у кого в США стали сдавать нервы. С открытым призывом покончить с КНДР силовым путем стали выступать такие столпы американского внешнеполитического истеблишмента, как президент влиятельного Совета по международным отношениям Ричард Хаас.
Во-вторых, американцы во что бы то ни стало хотели бы помешать Северу и Югу Кореи наладить диалог, в том числе провести встречу на высшем уровне, о возможности которой было в начале нынешнего года заявлено в Пхеньяне и Сеуле. История межкорейских отношений неоднократно свидетельствовала, что сближение и сотрудничество двух частей страны сразу же ставили под сомнение миф о так называемой северокорейской угрозе, остающейся главным предлогом для дислокации войск США в РК и развертывания американской ПРО в СВА. Новый пуск или ядерное испытание в КНДР сделали бы саммит для Сеула политически невозможным.
Наконец, в случае развития событий по такому сценарию мог бы оказаться под вопросом визит северокорейского лидера в Москву на празднование 70-летия Победы, равно как и организация (возможно, при российском посредничестве) встречи Ким Чен Ына и Пак Кын Хе в России. Еще до начала украинских событий США буквально выкрутили руки своему младшему союзнику, чтобы не допустить вопреки сложившей традиции приезда Пак Кын Хе – президента страны – хозяйки следующей зимней Олимпиады на церемонию закрытия игр в Сочи и передачи олимпийского флага.
Стоит ли сомневаться, что с учетом нынешних попыток Вашингтона максимально изолировать и ослабить Россию за океаном будут предприняты все меры для того, чтобы сорвать приезд Пак Кын Хе в Москву и возможный межкорейский саммит, а заодно подпортить отношения России с обоими корейскими государствами. По признанию известного американского специалиста по внешней политике России в Азии Стивена Бланка, США «десятилетиями стремились свести к минимуму роль России в Северной Корее». Так что в ближайшее время Пхеньяну потребуются железные нервы, чтобы не поддаться на очередную американскую провокацию, а Сеулу представится отличный шанс доказать, что даваемые им на различных уровнях заверения, что внешняя политика РК вполне самостоятельна и определяется исключительно ее национальными интересами, – не пустой звук.