0
5321
Газета В мире Интернет-версия

12.01.2015 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Искусство толкования новогодних речей немецких политиков

Олег Никифоров
Ответственный редактор приложения "НГ-Энергия"

Об авторе: Олег Николаевич Никифоров – ответственный редактор приложения «НГ-энергия».

Тэги: ангела меркель, германия, санкции, россия, украинский кризис


ангела меркель, германия, санкции, россия, украинский кризис Фото Reuters

Новогодние речи политиков снабжают журналистов и политологов бесценной информацией для размышлений и выводов. Принято считать, что в них скрыты указания относительно дальнейшего поведения сильных мира сего и их планы. Видимо, поэтому новогодние речи и построены таким образом, что их можно по-разному истолковывать в зависимости от убеждений толкователей и широты их кругозора.

Не стала исключением в этом плане и речь главы германского правительства Ангелы Меркель, в первую очередь ее часть, посвященная России. Понятно, что для некоторых комментаторов высказывания Меркель о том, что «европейцы хотят безопасности Европы вместе с Россией, а не против нее», прозвучали как отход от жесткой позиции Германии, возглавившей, к удивлению многих в Кремле антироссийскую коалицию в ЕС. Наверное, поэтому они предпочли не заметить второго положения, прозвучавшего в ее речи: «Европа действия сильного, который нарушает международное право, не может и не будет признавать».

Для меня слова «вместе с Россией» означают лишь возможность нахождения невоенного решения возникшей проблемы, связанной – с российской точки зрения – с военным переворотом в Киеве, а с европейской точки зрения – с аннексией Россией Крыма и попыткой изгнания Украины из так называемой Новороссии. Оптимистам стоит напомнить более ранние высказывания немецкого канцлера, разъясняющие это. Немецкое агентство Deutsche Welle (DW) приводит их на своей новогодней странице: «Санкции ЕС против России могут быть отменены лишь в том случае, если будут устранены причины их введения». Как известно, такое заявление Меркель сделала в ночь на пятницу, 19 декабря, после саммита ЕС в Брюсселе. Она также указала на то, что президент РФ Владимир Путин пообещал сохранение территориальной целостности Украины, поэтому выводы будут сделаны на основании его дальнейших действий.

Как можно понять из новогодней речи президента Путина, о возвращении Крыма Украине не может быть и речи. Тогда о чем можно говорить и какое искать совместное решение? Конечно, главное для обеих сторон – не допустить активизации военного конфликта на юго-востоке Украины и расползания его за пределы региона, а также предотвращение вовлечения в него новых прямых участников. На сегодня, кроме механизма Минских соглашений, другого варианта нет. А это возможно только при участии России (в какой форме это ни происходило бы), и именно так и нужно понимать канцлера. Рассуждения прежде всего российских политологов о якобы смягчении позиции Германии вследствие экономических потерь вряд ли отвечают реалиям. Конечно, потери есть, и немецкие деловые круги, работающие на российском рынке, выступают против санкций. О том, что их представители чуть ли не каждый день заваливают правительство и Ангелу Меркель петициями о необходимости нормализации отношений с Москвой, открыто говорил на декабрьском дне открытых дверей германской экономики в Москве председатель правления Российско-германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс. Но возникает вопрос: являются ли сторонники нормализации отношений с Москвой достаточно влиятельной силой в германском бизнес-сообществе?

Как отмечает немецкая газета Welt, падающая цена на нефть, санкции против России и российские антисанкции оставили ощутимый след в немецком экспорте в РФ. В октябре прошлого года он сократился на 22% по сравнению с октябрем предыдущего года. Но надо учитывать, что только небольшая часть всего немецкого экспорта – 3,3% – идет в РФ. Поэтому эксперты одного из влиятельных экономических институтов Германии – Института немецкой экономики в Кельне – высказываются за полную замену российского рынка для немецких фирм. Президент этого научного учреждения Михаэль Хютер, как сообщает газета, полагает, что российский рынок для немецких фирм в обозримом периоде надо считать мертвым. Это он связывает с тем, что немецкие товары для российских импортеров становятся не по карману, и, с другой стороны, у российских фирм нет возможности получать на Западе кредиты, чтобы финансировать закупки в Германии. Российская ставка в 17%, считает он, также не дает фирмам возможность для финансирования своего бизнеса.

Газета предполагает, что верхушка немецкого бизнеса скорее всего Россию уже списала. В качестве обоснования она приводит результаты опроса, проведенного самой газетой совместно с известной консалтинговой фирмой Roland Berger Strategy Consult среди так называемого Leaders Parliament. При этом 65% руководящих представителей немецкого бизнеса высказались против смягчения санкционного давления на Россию. А 56% практически поддержали позицию германского правительства, утверждая, что Владимир Путин должен сначала предпринять шаги по смягчению украинского кризиса. Негативных последствий ограничения торгово-экономических связей с Россией для немецкой экономики, согласно данному опросу, опасаются только 5,7% руководителей немецкой экономики, и именно они выступают за смягчение санкций. Газета подчеркивает, что это крайне незначительное меньшинство, если принять во внимание, что против санкций в начале крымского кризиса выступало большинство представителей немецкого экспортного сообщества. Но по-прежнему, отмечает газета, 27% опрошенных понимают, что санкционная война и дестабилизация России не в интересах Запада.

Думаю, что эти цифры известны и правительству Меркель, и Путину. Для немецкого канцлера это лишнее подтверждение правильности жесткого курса в отношении Москвы. А для российского президента – признание необходимости предпринимать шаги по смягчению ситуации. Только этим я могу объяснить прекращение преследования украинской компании Roshen (принадлежащей, как известно, украинскому президенту Петру Порошенко) в России и поставки без предоплаты угля и электроэнергии на территорию Украины, что позволяет смягчить там нынешний энергокризис (но, возможно, и помочь электроснабжению Крыма). Я думаю, что в Кремле было нелегко принимать подобные решения, поскольку Кремль (как, впрочем, и Европа) находится под мощным давлением консервативного крыла. Но если для российских реалий это представители ряда партий, включая и «Единую Россию» в Думе, требующие от Путина жесткой защиты самопровозглашенных республик на украинском юго-востоке, то для Европы – это давление как изнутри со стороны блока Польши и балтийских государств, так и извне – со стороны американских «ястребов», да и украинских радикалов в целях дальнейшего ослабления России.

 Берлин

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1525
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
955
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
681
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
939

Другие новости