Террористическая угроза в регионе Иль-де-Франс остается на самом высоком уровне. Фото Reuters
Главы ряда государств и правительств вчера в Париже приняли участие в Республиканском марше в память о жертвах терактов, устроенных на минувшей неделе исламскими экстремистами. Россию в шествии представлял министр иностранных дел Сергей Лавров. Между тем появилась информация о том, что волна террора вскоре может накрыть и другие европейские города.
Крупнейшая террористическая атака во Франции с 1961 года поразила жестокостью весь мир. Она получила название «французского 9/11» (по аналогии с терактами 11 сентября 2001 года в США) и унесла 17 жизней. «53 часа страха» начались в среду в 11 час. 30 мин. Два террориста открыли огонь в офисе сатирического еженедельника Charlie Hebdo, убив 12 и ранив 11 человек. Братья Саид и Шериф Куаши, французы с алжирскими корнями, стали объектами крупной поисковой операции с участием 88 тыс. полицейских и сотрудников спецслужб.
Между тем в четверг утром третий террорист – Амеди Кулибали обстрелял в парижском пригороде Монруж двух стражей порядка, убив женщину – сотрудницу полиции. А в 13 час. в пятницу Кулибали ворвался в магазин кошерной пищи на востоке Парижа и открыл огонь. В результате погибли 4 человека, еще несколько были взяты в заложники. Обе драмы завершились приблизительно в одно и то же время: примерно в 17 час. заложники были освобождены, а все три террориста ликвидированы.
Органы безопасности немедленно установили связь между инцидентами. Есть данные следствия о том, что Кулибали требовал от спецслужб прекратить операцию по ликвидации братьев Куаши.
Кулибали и Шериф Куаши были не только лично знакомы, но и тесно связаны через жен – Хаят Бумедьен и Иззану Хамид. В 2014 году они общались по телефону более 500 раз. Сейчас Хамид взята под арест. Бумедьен же еще 2 января рейсом Мадрид–Стамбул перебралась в Турцию, а с 8 января находится в Сирии.
Братья Куаши считают себя членами группировки «Аль-Каида» на Аравийском полуострове» (АКАП), в террористических лагерях которой на территории Йемена прошли подготовку. Шериф Куаши свидетельствовал: «Я послан «Аль-Каидой» на Аравийском полуострове». Я был в Йемене, и шейх Анвар аль-Авлаки (глава АКАП, ликвидированный в сентябре 2011 года. – «НГ») финансировал мою поездку». Кроме того, братья Куаши заявили, что парижские теракты – это месть за гибель аль-Авлаки.
АКАП, впрочем, не взяла на себя ответственность за теракты. Что касается группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), то она так отозвалась о братьях Куаши: «Герои-джихадисты убили 12 журналистов и ранили еще более 10 сотрудников газеты Charlie Hebdo, и это – месть за пророка Мухаммеда». Жан-Пьер Филиу, ведущий эксперт по радикальному исламу Института политических исследований (Париж), полагает: «Невозможно, чтобы операция такого масштаба, как резня в Charlie Hebdo, не была профинансирована ИГИЛ». В воскресенье стало известно, что Кулибали объявил о своей принадлежности к ИГИЛ.
Международный саммит по борьбе с терроризмом пройдет 18 февраля в Вашингтоне. Фото Reuters |
Как пишет Bild, Агентство национальной безопасности США перехватило коммуникации, которые свидетельствуют о том, что кровопролитие во Франции может означать начало волны терактов, готовящихся «Аль-Каидой» в европейских городах, включая Рим. Кроме того, есть планы взорвать пассажирский самолет. По информации Лондона, в Соединенном Королевстве в атаках, аналогичных парижским, может быть задействовано до 150 боевиков. Для АКАП Великобритания является более важной целью, чем Франция, предупреждает Sunday Times.
Вместе с тем наблюдатели отмечают, что Франция остается одной из главных террористических мишеней. Последний доклад Европола свидетельствует: из 216 арестов по подозрению в терроризме, произведенных в Европе в 2013 году, 143 пришлись на Францию. В пятницу представитель АКАП Харит ан-Надхари в видеообращении пригрозил французам: «Вы не в безопасности, пока боретесь против Аллаха, его посланника и верующих. Солдаты, почитающие Аллаха и его посланников, проникли в ваши ряды. Они не боятся смерти, они ищут мученичества во имя Аллаха».
Возникает вопрос: насколько спецслужбы готовы к этим угрозам? Все террористы были известны органам безопасности, в том числе и по участию в деятельности по вербовке боевиков. США включили братьев Куаши в черный список. Это не помогло.
Давняя дискуссия о том, стоит ли публиковать материалы, затрагивающие чувства верующих, что и делает Charlie Hebdo, сейчас заглушена призывами к обеспечению полной свободы слова. Би-би-си отменила действовавший ранее запрет на карикатуры на пророка Мухаммеда. В то же время ведущие телекомпании США воздерживаются от показа наиболее скандальных рисунков Charlie Hebdo. Они опасаются того, что в воскресенье произошло в офисе немецкой Hamburger Morgenpost, которая перепечатала карикатуры: его забросали камнями и горючими веществами.
Руководство Франции предостерегает от обострения межконфессиональных трений, призывает к единству. Но неслучайно крайне правый Национальный фронт (НФ) отказался от участия в Республиканском марше. Он представляет мнение большой части французов, которые считают, что с терроризмом необходимо бороться более радикальными методами, и не хотят солидарности с властью, эти методы отвергающей. Так, лидер НФ Марин Ле Пен призвала вернуть смертную казнь, выйти из Шенгенской зоны и лишить французского гражданства двойных граждан, причастных к террористической деятельности. Меры для официального Парижа немыслимые – но требуемые существенной частью населения Франции. Некоторые эксперты даже предполагают, что теракты принесут Ле Пен с ее антииммиграционной программой победу на президентских выборах 2017 года. Приход ультраправых к власти в Париже будет означать уже не «войну с терроризмом», объявленную Вальсом, а «войну культур», или «войну цивилизаций», которую предсказывал американский политолог Сэмюэл Хантингтон.