Дар Люксембурга ООН – скульптура Карл-Фридрика Рейтерсварда. Фото с фотострима ООН в Flickr
Первый в истории международный договор, регламентирующий торговлю оружием, вступил вчера в силу. Предполагается, что документ поможет предотвратить попадание смертоносного оружия в руки преступников и нарушителей прав человека. Однако Россия и Китай к договору не присоединились, а США пока не ратифицировали. Документ носит декларативный характер.
Международный договор о торговле оружием (МДТО), призванный регулировать важнейшую сферу с годовым оборотом в 85 млрд долл., подписали 130 стран, 60 из них его ратифицировали. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун выпустил заявление, в котором отметил необходимость продолжения работы по привлечению всех стран, особенно крупных экспортеров и импортеров оружия, к участию в МДТО.
Вехой в международной безопасности назвала вчера МДТО верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини. Ведь он устанавливает стандарты для поставок обычных вооружений – от стрелкового оружия и ракет до артиллерийских систем большого калибра, танков, кораблей и истребителей. В соответствии с МДТО его участники должны пересмотреть свои контракты, чтобы оружие не использовалось при нарушениях прав человека или гуманитарного права, в террористической деятельности, а также не попадало в руки организованных преступных группировок.
В свою очередь, критики договора отмечают, что он представляет собой скорее декларацию, чем реальный инструмент эффективного контроля над оборотом оружия. Его слабость в том, что не предусмотрены наказания за нарушение МДТО. Проблемой также является длительный срок годности оружия. Например, когда в 1970-х годах Франция и Германия продали противотанковые ракеты Сирии, никто и предположить не мог, что через 40 лет они попадут в руки джихадистов. Кроме того, экспорт оружия может быть засекречен, если этого требует сохранение коммерческой или государственной тайны, либо затрагивает интересы национальной безопасности. А правозащитные организации, изначально выступавшие за принятие МДТО, с сожалением констатируют, что он не предусматривает механизма привлечения к ответственности «нечистоплотных» торговцев оружием.
МДТО был принят Генассамблеей ООН 3 апреля 2013 года. За него проголосовали 154 страны, против высказались Иран, КНДР и Сирия. Еще 23 страны, в том числе Россия и КНР, воздержались.
По словам источника «НГ» в МИДе, Россия не стала подписывать МДТО, так как не удалось внести в его текст изменения, устраняющие целый ряд изъянов, и провести важные элементы. В частности, в документ не внесено положение, запрещающее передавать любые виды вооружений неуполномоченным, негосударственным субъектам. Отсутствуют в МДТО и положения о недопустимости реэкспорта вооружения. В результате документ способен ограничивать легальную продажу оружия проблемным режимам, но не ставит преград на пути передачи вооружений оппозиции, ведущей борьбу против властей своих государств.
В российском внешнеполитическом ведомстве считают, что договор серьезно недотягивает до уровня максимально высоких международных стандартов, которые предлагалось установить. Во всяком случае, закрепленные в МДТО положения ниже тех, которые установлены в российской практике военно-технического сотрудничества.
Что касается ведущего экспортера оружия, то США подписали МДТО в сентябре 2013 года, но он до сих пор не ратифицирован Сенатом. Госсекретарь Джон Керри заверил, что реализация международной инициативы не ущемит права американцев, зато предотвратит попадание оружия в руки террористов. Однако против МДТО выступило могущественное оружейное лобби в лице Национальной стрелковой ассоциации. По мнению законодателей, договор ужесточает контроль над продажей винтовок и пистолетов, что противоречит Второй поправке к Конституции США, гарантирующей право на хранение и ношение оружия. И это при том, что МДТО регулирует исключительно экспорт оружия, а не его внутренние продажи.