Фермеры стран ЕС выступают против Трансатлантического партнерства с США. Фото Reuters
В канун Рождества стало ясно, что ожидать скорого новогоднего рывка стран Евросоюза из нынешней напряженной ситуации не приходится. Саммит ЕС, состоявшийся в прошлый четверг, фактически представил только абрис инвестиционного плана преодоления еврокризиса. Он потребует еще множества согласований и доработок. Санкционная политика в основном оставлена без изменений, если не считать «крымского пакета». Правда, как в общественных, так и экономических кругах все более выявляется встревоженность последствиями курса ЕС и Запада для отношений с Россией.
Принятие в Брюсселе инвестиционного плана на 315 млрд евро, называемого для краткости по имени нового главы Комиссии ЕС «планом Юнкера», политически важный акт. Евросоюз уже несколько лет не может справиться с кризисными проблемами. Гигантская безработица, от которой страдает до 25 млн человек, – лишь один из факторов, стимулирующих евроскептицизм, стремления ограничить диктат брюссельского чиновничьего евромонстра. Линия канцлерин Ангелы Меркель, требующая жесткой бюджетной экономии, кроме как в самой Германии, не привела к реальному оздоровлению экономики бедствующих стран. «План Юнкера» отразил крепнущее в сообществе, и в первую очередь во Франции, Италии, Испании, убеждение, что для оживления экономики, создания новых рабочих мест, открытия, наконец, перспективы молодому поколению нужны экстра-меры в виде инвестиционной активности. Насколько велика в этом потребность, иллюстрирует тот факт, что в связи с «планом Юнкера» страны-члены представили в Брюссель примерно 2 тыс. предложений и проектов, совокупная стоимость которых составляет 1,3 трлн евро.
«План Юнкера» много скромнее, но и для него главная забота – деньги. Ставка делается на привлечение частных инвесторов, риски которых должны быть гарантированы специальным фондом в 21 млрд евро. В этот фонд суммы должны поступить от государств-членов. Решение о том, что фонд должен начать работу 15 июня 2015 года, есть, а кто и какой пай внесет в него – нет. Из средств ЕС Брюссель намерен выделить 16 млрд, а еще 5 млрд евро получить из Европейского инвестбанка. Вопрос, однако, остается: достаточна ли будет гарантия, чтобы привлечь частный капитал больший, чем эти средства, в 15 раз.
Пока нет ясности и в отношении инвестиционных проектов. Их конкретизацию намереваются завершить тоже к июню. Президент Франции Франсуа Олланд упомянул в Брюсселе, что уже говорил с Меркель о возможных совместных франко-германских начинаниях, но в детали вдаваться не стал. Предположительно, многие проекты будут иметь в виду развитие инфраструктуры, в том числе строительство автодорог, углубление русла рек и т.д. Deutsche Welle сообщает, что некоторые государства намерены поддержать строительство или модернизацию атомных электростанций.
Политическая путевка «плану Юнкера» дана. Остальное, включая денежные заботы и споры о выделении инвестиций, это уже 2015 год. И далее, поскольку «план Юнкера» рассчитан на три года, требуя времени и не внушая надежд на чудо. Но вообще, конечно, не секрет, что и успех этого антикризисного мероприятия в немалой степени будет зависеть от нормализации обстановки в Европе.
На первом плане тут, естественно, отношения с Россией. Антироссийские санкции ЕС продлевает, хотя это вызывает сомнения и опасения не только общественности, но и некоторых правительств. Саммит не откликнулся на соображения относительно необходимости для самих стран ЕС по меньшей мере смягчить ограничения. Многие в Европе далеко не рады падением цен на нефть и обесценением рубля, сознавая негативность российской экономической турбулентности. Глава дипломатии ЕС Федерика Могерини сказала, что это плохая новость как для российских граждан, так и Европы и остального мира. Немецкие СМИ подтверждают, что многие государства ЕС выражали на саммите сомнения в уместности политики санкций.
В сегодняшнем номере журнала Spiegel обеспокоенность выражает и министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. Он предупреждает против дестабилизации России: «Тот, кто хочет поставить Россию на колени, гигантски заблуждается, полагая, что это привело бы к большей безопасности в Европе». Что касается соучастия ЕС в дополнительных санкционных мерах США и Канады, то в Берлине заверяют, что речь идет лишь о некоем «уточнении» раннего постановления. По словам представителя МИД ФРГ Савсан Чебли, например, запреты с прицелом на Крым не распространяются на ранее заключенные контракты на поставки тех или иных товаров и уже осуществляемые морские маршруты.