Выступление Джанет Йеллен внимательно слушали биржевые маклеры и бизнесмены. Фото Reuters
На фондовых биржах США отмечен резкий подъем курса акций после того, как Федеральная резервная система отказалась от ожидавшегося в обозримом будущем повышения учетной ставки кратскосрочного межбанковского финансирования. Бизнес страны воспринял это как сохранение курса на стимулирование экономического роста. Эсперты видят в решении ФРС позитивный знак, свидетельствующий о том, что американская экономика может сыграть роль локомотива, вытаскивающего мировую из спада.
В среду индекс S&P на Нью-Йоркской фондовой бирже, до этого колебавшийся от роста к падению, подскочил сразу на 2%. Это самое серьезное повышение за весь год. Так биржа восприняла решение, принятое в результате заседания Комитета открытого рынка Федеральной системы США.
Как ожидалось, Федрезерв рассмотрит вопрос о том, когда он вернется к нормальному банковскому проценту после того, как он на протяжении всего кризисного периода поддерживал базовую учетную ставку, по которой производится краткосрочное рефинансирование банков на уровне, близком от нуля до 0,25. Это не соответствует банковскому понятию нормальной ставки. Исходный пункт для принятия решения ФРС – лоценка состояния экономики и уровня инфляции. Последние статистические данные свидетельствуют, что экономика страны демонстрирует устойчивую тенденцию к росту. По данным за третий квартал, ВВП вырос (в годовом исчислении) на 4,1%. Во втором квартале он был на уровне 2,5%. На протяжении последних 12 месяцев численность занятых увеличивалась в среднем на 224 тыс. человек, а в ноябре даже на 321 тыс. Уровень безработицы снизился с 7 до 5,8%.
При подобных показателях принято отказываться от таких мер по стимулированию экономики, как поддержание крайне низкой учетной ставки. Более того, считается, что иначе экономика «разогреется» до такой степени, что в стране вырастет инфляция, начнется неконтролируемый рост цен.
Федрезерв не пошел по этому пути. В заявлении Комитета ФРС по открытому рынку говорится, что в ближайшей перспективе учетная ставка не будет изменена. А председатель ФРС Джанет Йеллен уточнила, что «в ближайшую пару сессий ФРС этого ожидать не следует». Эксперты тут же объяснили, что ближайшие два заседания приходятся на январь и март. Следовательно, ставка не будет изменена в течение ближайшего квартала, а возможно, и шести месяцев.
По объяснению Йеллен, главная причина такого решения – все еще низкий уровень инфляции. В нынешнем году цены в стране поднимутся на 1–1,6%. Это ниже 2%, которые считаются в ФРС оптимальным уровнем инфляции. Прогноз на будущий год, в частности, с учетом такого фактора, как падение цен на нефть и нефтепродукты, также невысок. «Ко времени повышения ставок мы ожидаем увидеть дальнейшее снижение уровня безработицы и улучшение условий на рынке труда», – отметила Йеллен.
По существу, ФРС следует линии, которую, в частности, пропагандирует в американской печати (и в блогах на страницах «НГ») известный экономист Пол Кругман. Он утверждает, что поспешное повышений учетной ставки в ходе выхода из рецессии может привести к возвращению кризисных явления или даже к дефляции – падению оптовых цен и консервации экономического застоя.
Всплеск биржевой активности, наблюдающийся вслед за решением Федрезерва, отражает оптимизм американского бизнеса по поводу перспектив роста экономики. По оценке Пола Аткинсона из британского фонда Aberdeen, ФРС «дает локомотиву американской экономики шанс набрать ход, не сталкиваясь с ростом цен». В иностранной печати высказывается мнение, что американская экономика может сыграть роль локомотива, который потянет за собой страны, имеющие с США тесные торгово-экономические связи. Речь идет прежде всего о Китае.
Вместе с тем нет конкретных оценок влияния состояния экономики США на российскую. Что касается обратной связи – влияния нынешних валютных проблем России на американские банки, то, согласно высказываниям Йеллен, оно «крайне незначительно».