Федерика Могерини призывает
расширить взаимодействие с Москвой и Тегераном по сирийскому досье. Фото Reuters |
Президент Барак Обама обозначил поворотный для американских вооруженных сил момент. По его словам, с окончанием войны в Афганистане уходит в прошлое эпоха отправки за рубеж больших воинских контингентов. Он также подчеркнул, что международной коалиции удалось остановить наступление группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Между тем верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини убеждена, что в деле борьбы с джихадистами необходимо усиливать сотрудничество с Россией и Ираном.
Выступая на объединенной базе «Макгвайр-Дикс-Лейкхерст» в Нью-Джерси перед 3 тыс. военнослужащих, Обама констатировал, что в момент, когда он впервые занял президентское кресло, в Ираке и Афганистане было около 180 тыс. солдат, а к концу текущего года останется 15 тыс. «Время отправки обширных сухопутных сил с большим количеством воинского персонала для вовлечения в национальное строительство за рубежом подходит к концу, – провозгласил он. – В дальнейшем наше военное участие будет скромнее».
Другой пассаж Обамы оказался посвящен борьбе с ИГИЛ. Как рассказал президент, коалиции удалось остановить наступление джихадистов и в Ираке, и в Сирии и вынудить группировку перейти к обороне. Американские авиаудары вкупе с действиями иракских и курдских сил пехоты привели к серьезным потерям ИГИЛ. Обезврежены командиры, боевики, КПП, строения, укрытия, транспортные средства и танки джихадистов, а также около 200 нефтяных и газовых объектов, служивших источником их доходов. Нанесен ущерб командной и контрольной структуре группировки, нарушены пути ее снабжения. Конечно, до победы еще далеко, так как необходимо не просто подорвать мощь ИГИЛ, а полностью уничтожить его, заключил Обама.
О том, как побороть джихадистов, говорили и в ЕС. В ходе этого обсуждения обозначилось то, что Wall Street Journal (WSJ) назвала сдвигом в курсе Брюсселя относительно Сирии: верховный европейский дипломат Федерика Могерини рекомендовала блоку усилить сотрудничество с Россией и Ираном как в деле борьбы с ИГИЛ, так и в рамках поиска путей мирного урегулирования сирийского гражданского конфликта. По ее мнению, вышедшим на первый план темам украинского кризиса и иранского ядерного досье больше нельзя позволять вычеркивать из повестки дня ЕС взаимодействие по Сирии с Москвой и Тегераном.
В частности, Могерини пообещала, что Брюссель подключится к новой российской инициативе по переходу к инклюзивному правительству в Дамаске. «Это хороший шанс для России сыграть позитивную роль в регионе, – считает она. – На переговорах с Лавровым, которые я провела несколько дней назад, а многие из сидящих за этим столом министров – в последние недели, Сирия уже была в повестке дня». Как пишет WSJ, такой подход чреват тем, что Иран не пойдет на уступки в диалоге с «шестеркой», а Россия настоит на отказе от базового принципа ЕС – не вести переговоров с Асадом, хотя Могерини и подтвердила, что его уход остается приоритетом.
Заявление было сделано в понедельник после встречи министров иностранных дел ЕС со спецпосланником ООН по Сирии Стеффаном де Мистурой. Формально министры поддержали его инициативу локальных «заморозок военных действий» (перемирий) в Сирии, которые должны начаться с города Алеппо, но в частных дискуссиях звучали опасения насчет того, что этот шаг может способствовать укреплению позиций Асада. Ранее, 7 декабря, де Мистура обсуждал тот же вопрос в Стамбуле с главой Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил Хади аль-Бахрой. Прозападная оппозиция не дала окончательного ответа и хочет гарантий, опасаясь, что Асад полностью возьмет Алеппо под свой контроль, как уже получилось в Хомсе.
План де Мистуры должен обеспечить доставку гуманитарной помощи мирным жителям на конкретных небольших территориях, где удалось добиться низкой интенсивности военных действий, что постепенно позволит достичь стратегической деэскалации насилия и послужит базой для политического процесса. Участие Брюсселя, как указано, будет заключаться, например, в том, чтобы заново отстроить административные здания, восстановить работу основных социальных служб и городских властей. По мнению Могерини, такой шаг будет ключевым в плане политического процесса, безопасности и помощи беженцам, он также станет «символом того, что мы можем и должны сделать, чтобы остановить войну в Сирии». Необходим эффективный мониторинг происходящего, лучше всего – под эгидой СБ ООН, полагают министры. Интересно, что Европейская комиссия и Италия отдельно от других партнеров согласовали создание регионального трастового фонда помощи сирийским беженцам с первоначальным взносом в 23 млн евро.
Между тем бои не стихают: очередной военный успех закрепила за собой связанная с «Аль-Каидой» группировка «Джебхат ан-Нусра». При поддержке еще двух джихадистских формирований – «Джунд аль-Акса» и «Ахрар аш-Шам» – она в понедельник отбила у сирийской армии в провинции Идлиб на северо-западе страны две стратегические базы, которые прозападная оппозиция тщетно пыталась захватить в течение двух лет. Днем ранее этот своеобразный «альянс» взял 20 правительственных КПП вблизи баз, потеря которых Дамаском отрезает его от Алеппо и, возможно, от подконтрольного ему Идлиба. Но главное, залогом успеха «Джебхат ан-Нусра» стали американские противотанковые комплексы TOW, отбитые в прошлом месяце у Сирийского революционного фронта, который входит в состав Свободной сирийской армии. По мнению наблюдателей, это очередное доказательство того, насколько сложно будет США сделать прозападную оппозицию настоящим противовесом джихадистам.