Фото Reuters
Начавшийся сегодня визит президента РФ Владимира Путина в Узбекистан и Индию проходит после объявления командованием сил НАТО в Афганистане о завершении военной миссии в этой стране. В Москве не скрывают, что во время своих контактов в Ташкенте и Дели глава России будет обсуждать возникающие в связи с этим проблемы безопасности региона. Как видно из официальных сообщений Минобороны, РФ вместе с союзниками уже готовится к нейтрализации негативных событий, вызванных возможной дестабилизацией обстановки в Афганистане. Но вопрос, насколько эффективными будут такие действия, похоже, остается открытым.
Президент Узбекистана Ислам Каримов еще в конце ноября во время визита в Казахстан говорил об этом на совместной с Нурсултаном Назарбаевым пресс-конференции. По словам узбекского лидера, прекращение миссии НАТО в Афганистане «угрожает региону ростом напряженности и повышением активности боевиков – тяжелыми последствиями вплоть до возможной развязки нового этапа гражданской войны». При этом он привел аналогию, связанную с форсированным выводом войск НАТО из Ирака, за которым последовал всплеск радикализма, распространившийся и на территорию соседней Сирии.
Надо полагать, и на встрече с Владимиром Путиным Каримов поднимет этот вопрос. И вполне вероятно, что могут быть обнародованы конкретные планы того, как Москва и Ташкент будут противостоять угрозам, идущим из Афганистана. Хотя уже ясно, что возможный совместный отпор они будут осуществлять на двусторонней основе.
Каримов по-прежнему не верит в дееспособность Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). И месяц назад генсек ОДКБ Николай Бордюжа это косвенно подтвердил, выступая на заседании Совета Парламентской ассамблеи ОДКБ. Он заявил депутатам из стран ОДКБ, что «организация не планирует увеличения контингента российских военнослужащих в центральноазиатских республиках в связи с выводом из Афганистана Коалиционных сил». По его словам, «в случае необходимости ОДКБ всегда может использовать Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР)».
Как известно, одной из причин приостановления Узбекистаном своего членства в ОДКБ было несогласие Каримова с формированием в этой организации именно КСОР. После кровавых событий 2010 года в Ошской области Киргизии Каримов категорически не желает, чтобы ОДКБ каким-то силовым образом участвовала в нейтрализации возможных конфликтов на территории Содружества. Даже еще будучи членом ОДКБ, в последние годы Ташкент не направлял свои войска для участия в совместных коллективных учениях ОДКБ и Шанхайской организации сотрудничества.
В 2010–2013 годах стали прохладнее и двусторонние отношения Ташкента и Москвы. При этом узбекский лидер согласился на размещение представительства НАТО в Ташкенте и участил свои контакты с США и странами Запада. До недавнего времени в СМИ шли активные разговоры о возможности развертывания на территории Узбекистана базы ВВС НАТО взамен той, что существовала в Манасе (Киргизия). Но в августе 2014 года такие слухи МИД Узбекистана опроверг.
И, судя по дружеским словам, произнесенным Каримовым в адрес Владимира Путина на сентябрьском саммите стран ШОС в Душанбе (по украинскому вопросу), узбекский лидер теперь стал оппонентом администрации США и НАТО. И те, похоже, от активной поддержки нынешних узбекских властей отказываются. После вывода войск из Афганистана американцы, видимо, не оставят Узбекистану и другим странам Центральной Азии каких-либо серьезных вооружений и военной техники. И это сделано с умыслом. Вывод миссии НАТО из Афганистана, конечно же, по их мнению, усилит нестабильность в странах региона. А значит, России придется тратить дополнительные силы и ресурсы, чтобы этого не произошло.
Что ж, Москва к этому готова. И военное укрепление центральноазиатских плацдармов уже происходит. Вчера Минобороны сообщило, что пять модернизированных штурмовиков Су-25СМ пополнили боевой состав российской авиационной базы «Кант», дислоцированной в Киргизии. До штатов мотострелковой дивизии усилена 201-я российская военная база. На 2015 год здесь запланировано начало строительства новых военных гарнизонов и размещение базы ВВС в Айни. Осенью будущего года в Таджикистане и Киргизии пройдут совместные учения «Взаимодействие-2015» с привлечением военнослужащих подразделений Ивановского и Ульяновского соединений ВДВ. Наши союзники по ОДКБ примут участие в стратегических командно-штабных маневрах «Центр-2015» и учении сил ВВС ОДКБ «Боевое содружество». Они пройдут в том числе на территории Центральной Азии. И на них будут отрабатываться задачи борьбы с вооруженными группами, проникшими из Афганистана. Эти учебно-боевые мероприятия составят почти половину от всех учений и тренировок, запланированных в Минобороны на 2015 год. А как же Узбекистан?
Как сообщают источники «НГ» в Минобороны РФ, не исключено, что после встречи Путина и Каримова военные ведомства двух стран разработают совместный план по отражению возможных угроз, идущих из Афганистана. Россия будет продолжать оказывать Узбекистану военно-техническую помощь. Не исключено проведение в 2015 году совместного антитеррористического учения, подобного тому, что проводилось на территории Узбекистана с участием российских войск на полигоне «Фариш» в сентябре 2005 года.
По мнению эксперта по Центральной Азии и Среднему Востоку Александра Князева, новое сближение Москвы и Ташкента связано не только с реальной угрозой, идущей от талибов. Поддержка Каримову от Москвы необходима и по внутренним политическим причинам. В ближайшее время в Узбекистане пройдут парламентские (21 декабря 2014 года) и президентские выборы (22 марта 2015 года). Князев уверен, что именно Россия может стать гарантом дальнейшей стабильности власти в этой стране.
Продолжение темы:
Ташкент присматривается к Евразийскому экономическому союзу
У России к Индии атомно-алмазный интерес