Фото Юрия Паниева
В ночь на среду постпред РФ при НАТО Александр ГРУШКО прокомментировал для «Независимой газеты», «Коммерсанта», ИТАР-ТАСС, РИА Новости и Интерфакса итоги состоявшейся накануне в Брюсселе встречи глав МИДов стран-членов альянса. Заявление, выпущенное Комиссией НАТО-Украина, он назвал контрпродуктивным и неуместным, поскольку 4 декабря встретятся на своей сессии в Базеле министры иностранных дел ОБСЕ как раз для того, чтобы обсудить ситуацию в Украине. Что же касается натовского заявления, то оно практически целиком посвящено тому, чтобы возложить ответственность за происходящее в Украине на Россию. Ниже приводятся ответы постпреда на вопросы корреспондента «НГ» Юрия ПАНИЕВА.
- НАТО упорно отрицает наличие в прошлом договоренностей с Россией о непродвижении на восток. Что Вы можете сказать по этому поводу?
- Такая договоренность есть. Она зафиксирована в Основополагающем акте Россия – НАТО, и это наиболее существенная часть документа, которая запрещает альянсу размещать значительные боевые силы на территории новых членов. НАТО понимает остроту этой проблемы, но пытается ее решить путем изобретения новых терминов. С моей точки зрения, не существует никакой разницы между «непрерывной ротацией» и «постоянным размещением» боевых сил. В любом случае, это вопрос военный. Поэтому мы будем внимательно следить, какой будет конфигурация натовских сил в этом регионе. Речь идет не только о размещении, но и о присутствии практически на постоянной основе войск и вооружений НАТО в ходе учений. Кроме того, мы будем смотреть, как будут реализовываться планы по созданию системы складов передового базирования. При этом мы должны учитывать, что в последние годы НАТО были вложены гигантские средства в объекты инфраструктуры, в том числе портовой для приема военных кораблей у наших рубежей. Это абсолютно тупиковый путь. Мы видим, что НАТО нагнетает напряженность в регионе, где в этом абсолютно нет потребности. Балтийский регион всегда был самым спокойным исторически. Там не существовало реальных угроз, которые сегодня волнуют всех, прежде всего, связанных с нестабильностью, которая наблюдается на Ближнем Востоке. Там не было никогда ни территориальных споров, ни претензий. Поэтому то, что делает НАТО сегодня, – это серьезные изменения в худшую сторону в региональном и общеевропейском измерении.
- Возможно ли возобновление сотрудничества России с НАТО? Если да, то в каком случае и на каких условиях?
- Прежде всего, НАТО должно пересмотреть те решения, которые оно приняло в отношении России. А мы уже будем смотреть, в каких областях сотрудничество с альянсом может дать конкретные результаты. Поэтому мяч находится на натовской стороне. Думаю, что в НАТО понимают, что ситуация, которая сложилась, ненормальна. Сосредоточиться на обороне восточного фланга – задача, которая существует только в головах натовских стратегов, а реальный интерес может быть связан с сотрудничеством с Россией по целому спектру проблем безопасности, где без России НАТО не сможет играть самостоятельную роль. И где требуется объединять усилия на коллективной основе. Это и ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке, и борьба с терроризмом, и вызовы, которые представляют собой проблему распространения ядерного оружия, и борьба с пиратством – собственно, все то, что мы совместно с альянсом делали в рамках Совета Россия-НАТО. Разумеется, мы не можем закрывать глаза на ту военную деятельность, которую НАТО развернуло в настоящее время.
- Повлияет ли ситуация с «Мистралями» на сотрудничество России с другими странами в сфере торговли вооружениями и военной техникой?
- Уже повлияла. Вы знаете, что в России взят курс на импортозамещение. Но если говорить о той кампании, которая была развязана в связи с «Мистралями» в западных СМИ, и о том давлении, которое было оказано на руководителей Франции, то хочу отметить, что многие западные коллеги не заметили одного очень важного момента. Дело в том, что заказ на «Мистрали» был проявлением доверия с российской стороны. Это был знак того, что мы даже в самых сложных вопросах, связанных с безопасностью, готовы полагаться на партнеров. Конечно, ситуация, которая сложилась с «Мистралями», не может не повлиять на наше отношение к возможному сотрудничеству с зарубежными партнерами в военной сфере.
- Возвращаясь к теме расширения НАТО, хотелось бы узнать о планах альянса продвижения на Запад. Имеется в виду вступление в блок стран Тихоокеанского бассейна.
- Я не слышал о таких планах. Пока НАТО не завершило процесс евроатлантической интеграции, как оно ее видит в своем регионе. Наиболее актуальная задача в этом плане – завершение процесса принятия в альянс балканских стран. В числе официальных кандидатов продолжают числиться Босния и Герцеговина, Македония и Черногория. Мы исходим из того, что расширение НАТО как политический проект абсолютно себя исчерпало. В нынешних условиях безопасности нужны другие инструменты, которые позволяли бы адекватно учитывать интересы, о которых мы договорились в рамках ОБСЕ – никто не укрепляет свою безопасность за счет безопасности других. А проект расширения НАТО должен быть отложен в сторону. Дальнейшие попытки держаться за политику открытых дверей будут создавать колоссальные проблемы для безопасности в Евро-Атлантике. Необходимо создать современную систему, адекватную тем условиям безопасности, которые сложились уже после холодной войны. Расширение же НАТО постоянно генерирует поведенческие стереотипы холодной войны. К сожалению, то, что происходит в НАТО, если посмотреть на военное планирование, закладывает серьезные мины на будущее. Вновь преодолевать инерцию в военных решениях будет очень сложно. Мы неоднократно в Европе это проходили и знаем, насколько этот путь опасен. Он ведет к возникновению спирали гонки вооружений и к усилению напряженности.