Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган рассчитывают довести торговый оборот до 100 млрд долл. к 2020 году. Фото с сайта www.tccb.gov.tr
Президент РФ Владимир Путин вчера прибыл в Анкару в сопровождении 10 министров и встретился с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом. В повестке дня – сирийский кризис и экономические связи, подписание около десятка двусторонних документов по линии различных ведомств. Госвизит в Турцию можно рассматривать в том числе в рамках так называемого разворота России на Восток, отмечаемого аналитиками сближения Москвы с восточными соседями на фоне западных санкций.
Официальный повод встречи – пятое заседание российско-турецкого Совета сотрудничества высшего уровня. «Турецкие партнеры не стали жертвовать своими интересами ради чьих-то чужих политических амбиций, – отметил Путин в интервью турецкому агентству «Анадолу». – Позиция вашего правительства открывает новые горизонты для наращивания двустороннего товарооборота, прежде всего для заполнения турецкими аграриями освободившихся ниш на масштабном российском продуктовом рынке. Позитивно относимся к их намерениям увеличивать экспорт в Россию мясной, молочной и рыбной продукции, овощей и фруктов».
«Несмотря на членство Турции в НАТО и продолжающийся процесс интеграции в ЕС, руководство страны твердо придерживается курса на сохранение и развитие отношений с Россией, – подчеркнул в беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник ИМЭМО и Института востоковедения РАН Станислав Иванов. – Отказываться от этого в угоду Вашингтону или Брюсселю Анкара не собирается. Визит Владимира Путина в Турцию приобретает особое значение в условиях санкций, введенных в отношении РФ США и ЕС. Турция, как и другие стратегические партнеры России (КНР, Иран), может в значительной мере компенсировать ожидаемые потери от санкций».
Вместе с тем заинтересованность в преодолении определенной изоляции есть не только у России, но и у Турции. «Визит Путина происходит в момент, когда Россия столкнулась с санкциями Запада, в то время как Турция теряет торговых партнеров на Ближнем Востоке, – сказал вице-председатель главной оппозиционной Народно-республиканской партии, бывший высокопоставленный дипломат Фарук Логоглу газете «Заман». – Так что теоретически их заинтересованность друг в друге в настоящий момент высока, по крайней мере из коммерческих соображений. Визит должен стать своевременной психологической поддержкой как для России, так и для Турции в момент, когда обе страны ощущают некую изоляцию в своих регионах».
По мнению Иванова, разногласия России и Турции преувеличены. Наиболее серьезны расхождения Москвы и Анкары по Сирии. РФ поддерживает президента Башара Асада, турецкое руководство считает режим нелегитимным и помогает вооруженной оппозиции. «Очевидно, что обмен мнениями на высшем уровне и по этому вопросу может быть продуктивным, – полагает эксперт. – Что касается возможного неприятия Турцией присоединения Крыма к России и озабоченности Анкары положением крымских татар, то эти моменты относятся к разряду внутренних дел РФ, и Эрдоган вряд ли решится их затрагивать. Ведь Россия, в свою очередь, занимает подчеркнуто нейтральную позицию по курдской проблеме Турции».
Важное место в переговорах было отведено энергетике. Ключевым стал вопрос снижения цен на газ, закупаемый Турцией в России, в обмен на увеличение объемов газового импорта по трубопроводу «Голубой поток» на 3 млрд куб. м в год – причем уже с начала 2015 года. Но по информации «Газпрома», это будет возможно лишь с начала 2016 года. Проблема связана с мощностью «Голубого потока», которую планируется увеличить как раз на 3 млрд куб. м в год – с 16 до 19 млрд куб. м.
У Турции есть альтернативный путь получения российского газа – через Украину, Румынию и Болгарию (западный маршрут). Но с ним возникают проблемы. В сутки Турция должна получать по нему 42 млн куб. м газа, а реально получает 26–28 млн куб. м. «Мы сегодня находимся в преддверии зимнего периода. В некоторых регионах Турции потребление газа летом и зимой различается в 22 раза, – пояснил министр энергетики Танер Йылдыз. – Нам часто задают вопрос, повлияет ли на нашу ситуацию зимой кризис в Украине. Мы говорим, что не повлияет. Но мы все же видим риск, и могут возникнуть определенные трудности, так как Турция берет 12,5% природного газа, используемого для производства электроэнергии, из западного маршрута».
«Высокий уровень сотрудничества между двумя странами связан прежде всего с энергодефицитом в быстрорастущей турецкой экономике и поиском российскими компаниями новых рынков, – сообщил «НГ» старший научный сотрудник Института «Восток–Запад» Данила Бочкарев. – «Газпром» имеет возможность резко нарастить поставки в Турцию и уже это делает. В 2013 году он поставил 26,7 млрд куб. м, а в январе–сентябре 2014 года поставки увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,2%, до 20,7 млрд куб. м».
Что касается скидки на газ, продолжил эксперт, то Турция требует предоставить ее прямо сейчас, несмотря на то что, казалось бы, цены по уже существующим контрактам упадут через шесть–девять месяцев. «Это связано с неуверенностью в уровне цен на нефть и соответственно цен на газ, – считает Бочкарев. – Турецкая сторона хочет внести больше спотового компонента в цену на газ, надеясь гарантировать в будущем более низкие цены. Интересно, что скидка обсуждается для поставок по «Голубому потоку», через который газ идет госкомпании «Боташ». Похоже, она не получила скидки в отличие от частных компаний («Акфель Газ», «Босфорус Газ» и др.), которые импортируют газ по западному маршруту и смогли в этом году пересмотреть контракты в свою пользу. «Газпром» может дать скидку, особенно если будет принято политическое решение по этому поводу и правительство сохранит экспортную ставку в 15% для газа, поставляемого по «Голубому потоку».