Тысячи демонстрантов в Нью-Йорке вышли на Таймс-сквер, скандируя «Руки вверх, не стреляй!» Фото Reuters
Десятки тысяч американцев протестуют против решения жюри присяжных об оправдании полицейского, который застрелил безоружного чернокожего подростка в Фергюсоне. Народные волнения охватили города страны. В признании невиновности Уилсона многие американцы увидели подтверждение того, что, несмотря на шесть лет правления темнокожего президента, проблема расового неравенства осталась нерешенной.
9 августа в Фергюсоне (пригород Сент-Луиса, штат Миссури) полицейский Даррен Уилсон убил из пистолета 18-летнего безоружного темнокожего юношу Майкла Брауна. Многие сочли происшедшее убийством на расовой почве. Однако большое жюри присяжных, в котором были девять белых и трое афроамериканцев, признало Уилсона невиновным. Адвокаты Уилсона подчеркнули, что присяжные вынесли вердикт с учетом того, что полицейские зачастую попадают в ситуации, когда у них остается лишь доля секунды для принятия решения. Адвокат семьи убитого юноши Бенджамин Крамп, со своей стороны, назвал судебный процесс недобросовестным и несправедливым, отметив, что подсудимого следовало подвергнуть перекрестному допросу.
По данным Euronews, демонстрации протеста против решения жюри присяжных прошли в 37 из 50 штатов, в 170 городах США, в том числе в Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне, Лос-Анджелесе, Филадельфии и Сан-Франциско. Фергюсон и Сент-Луис были, по свидетельству многих СМИ, приведены практически в состояние хаоса. Сейчас, как подтвердил губернатор штата Миссури Джей Никсон, за безопасностью в Фергюсоне следят 2200 военнослужащих Национальной гвардии США. Манифестанты подожгли десятки домов, более 60 человек были задержаны, 14 ранены, а нанесенный материальный ущерб можно оценить в 1 млн долл.
Активист движения в защиту прав темнокожего населения Эл Шарптон прокомментировал происходящее так: «Это проблема не только Фергюсона, это проблема страны. Мы проиграли первый раунд, но схватка еще не закончена». «Повсюду в Америке, в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Калифорнии или Кливленде, полицейские убивают цветных молодых людей», – поддержал его во время пресс-конференции адвокат Крамп.
Президент США Барак Обама выступил в Белом доме с заявлением: «Мы добились огромного прогресса в расовых отношениях за последние несколько десятилетий. Я нашел этому подтверждение в моей собственной жизни. Думаю, отрицать этот прогресс означает отрицать способность Америки к изменениям». Как отмечает Guardian, практически в этот же момент в Фергюсоне чернокожие манифестанты переворачивали полицейскую машину. С точки зрения издания, беспорядки в пригороде Сент-Луиса можно назвать самым серьезным конфликтом на расовой почве со времени народных волнений 1992 года в Лос-Анджелесе. По мнению газеты, реакция на исход дела Уилсона напоминает борьбу афроамериканцев за гражданские права в 1960-х годах.
Глава Белого дома обратился в СМИ к демонстрантам в Фергюсоне с просьбами не разбивать окна автомобилей и объективы телекамер, а также уважать решение суда. «Я не испытываю сочувствия к тем, кто думает, что происшедшее в Фергюсоне – это повод проявлять насилие», – заявил Обама.
Кадры телевизионных сюжетов свидетельствовали о том, что словам президента участники протестов не внимают и демонстрируют полное разочарование в его политике. «Обама не чувствует боли, потому что он, возможно, через все это не проходил, – заявил 20-летний житель Фергюсона Марк Кисбраун. – Он вырос где-то еще и поэтому не может знать, что такое борьба и что нам приходится испытывать».
Старший научный сотрудник Центра евроатлантических и оборонных исследований РИСИ Сергей Михайлов отметил, что проблема расового неравенства в США не решается уже много лет, поскольку не устраняются ее социальные корни. Значительная часть темнокожего населения по-прежнему живет в бедных районах с высоким уровнем преступности, по разным причинам не имея возможности воспользоваться социальным лифтом.
«То, что Обама шел во власть якобы как представитель социально уязвимых людей, живущих в депрессивных пригородах, – это, конечно, не так. Он совсем другой, происходит из другого социально-культурного круга, чем большинство афроамериканцев, – заявил эксперт. – Обама принадлежит к тому правящему классу, который с проблемой расового неравенства ничего фактически сделать не может, да и не пытается. Хотя когда он вел избирательную кампанию, то активно подчеркивал, что представляет собой символ многорасовой Америки, что отец у него кениец, а мать белая американка. Сейчас выясняется, что это обстоятельство он использовал в политических целях. И теперь говорит демонстрантам: извините, ребята, вы должны уважать правила». Михайлов также предположил, что Обама боится подливать масло в огонь, иными словами – нечаянно вдохновить демонстрантов на бесчинства.