По мнению Тони Блэра, без России не удастся урегулировать ситуацию в Сирии. Фото Reuters
Спецпосланник «квартета» по ближневосточному урегулированию, бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр призвал Запад к сотрудничеству с Кремлем по проблеме исламистского экстремизма, невзирая на необходимость жесткого ответа на украинский кризис. Между тем Россия выступает за перезапуск дипломатического урегулирования в Сирии. По данным источников, эта инициатива готовится при участии Египта и представителя ООН и подразумевает проведение конференции «Москва-1».
Блэр послал Западу сигнал, явно идущий вразрез со словами президента США Барака Обамы, который неоднократно ставил в один ряд угрозы, исходящие от России в связи с украинским кризисом, от лихорадки Эбола и от группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ).
По мнению экс-премьера, исламистский экстремизм – «крупнейшая долгосрочная угроза безопасности, с которой мы столкнулись», так что в борьбе с ней Западу необходимо сотрудничать с Москвой. «Россия остается влиятельным игроком, – отметил политик в интервью Wall Street Journal, – и в определенных вопросах, включая Ближний Восток, она в настоящее время играет важную роль в плане того, как мы справляемся с этими вызовами». Без России вряд ли удастся урегулировать ситуацию в Сирии, сказал Блэр.
По словам экс-премьера, в настоящий момент международная повестка дня имеет крайне сложный характер, так что, хотя это и может показаться непоследовательным или трудновыполнимым, Западу нужно быть готовым сотрудничать с Москвой по одним вопросам и занимать жесткую линию в отношении российской политики – по другим. «Ключевой момент для понимания Путина – это то, что он российский националист, – пояснил британский политик. – Он верит в сильную Россию. Он открыто осуждает распад Советского Союза. Его бренд национализма популярен в России, и я думаю, что со временем он пришел к выводу о том, что Америка и Запад действуют в ущерб интересам России. Так что, в моем понимании, нам нужно быть осторожными в трактовке вопроса о том, что сегодня происходит в России».
На этом фоне Россия предпринимает попытки перезапуска дипломатических усилий по сирийскому урегулированию. С этой целью в Москву приглашен министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем, который сегодня завершает свой двухдневный визит. Ранее в ноябре экс-президент Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил Муаз аль-Хатыб встретился с главой МИД РФ Сергеем Лавровым, а замминистра иностранных дел Михаил Богданов принял представителя сирийского оппозиционного «Фронта за перемены и освобождение» Кадри Джамиля. МИД настаивает на московской площадке для обеспечения контактов враждующих сторон и проводит мысль о том, что для победы над ИГИЛ не обойтись без содействия режима Башара Асада.
«Основное бремя борьбы с терроризмом в Сирии несет на себе сирийское правительство, без координации с которым так называемая антитеррористическая операция США и их союзников приводит к ограниченным результатам, – полагают в российском внешнеполитическом ведомстве. – Террористические угрозы и вызовы обращены как к правительству, так и ко всем здоровым оппозиционным силам». Общность интересов Дамаска и Запада в борьбе с джихадистами несложно подкрепить фактами. Так, во вторник в результате авианалета сирийской армии на столицу провозглашенного ИГИЛ Халифата Ракку, которую не далее как в понедельник бомбила коалиция, по данным Сирийской обсерватории по правам человека (Лондон), 95 погибших. По другой информации, жертв более 125.
Как сообщает ливанская газета «Аль-Акбар», все это прокладывает дорогу к новому формату – «Москве-1», который будет организован вместо «Женевы-3» (напомним, «Женева-2» безрезультатно завершилась в феврале с.г.). Согласно источникам издания, соавторами инициативы выступают Каир и спецпосланник ООН по Сирии Стеффан де Мистура. По этому плану, первую делегацию должен возглавлять Муаллем, а во вторую войдут аль-Хатыб, Джамиль и другие представители оппозиционных и курдских группировок. Повестка конференции – создание переходного правительства, которое должно провести глубокую реформу сирийской Конституции (при сохранении контроля Асада над силовыми структурами). Примерно через два года после этого состоятся парламентские и президентские выборы.
Источники Reuters считают, что активизация России по сирийскому вопросу может быть связана с озабоченностью недавним признанием Обамой необходимости смещения Асада для победы над ИГИЛ. Западные дипломаты именно так понимают протест МИДа против «попыток США монополизировать право определять цели и методы контртеррористических операций». «В Сирии и среди ее союзников наблюдается нервозность, – заявил источник агентства. – Они боятся, что происходит нечто, находящееся вне их контроля, поэтому и хотят предпринять инициативу, но они не хотят сдавать позиций». Другой источник убежден, что на фоне украинского кризиса Россия пытается «показать свое значение, что она игрок, без которого нельзя обойтись». Если сигнал Москвы именно таков, то таков же сигнал Блэра.